В ряду сентябрьских именинников Омского городского Совета ветеранов и пенсионеров, пожалуй, самое видное место занимает председатель областной общественной организацией «Сироты Великой Отечественной войны» Нина Гавриловна БОРЗОВА: на днях она отметила свой очередной – 80-летний – юбилей.
Нина родилась за год до вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну, а когда Великая Отечественная война началась, отец Борзовой ушёл на фронт и в смертоносной мясорубке пропал в 1942 году без вести. Вместе с ним сельская девочка, как и многие другие её сверстники, потеряла детство, стала сиротой и потом всю жизнь свято хранила и продолжает хранить память об отце. Именно поэтому, прежде всего, бывшая выпускница Московского швейно-технологического института Нина Гавриловна Борзова, проработав много лет на омской фабрике «Большевичка», а затем школьным учителем труда, выйдя на заслуженный отдых, стала одной из наиболее заметных фигур в омской ветеранской организации сирот войны и вот уже 13 лет возглавляет её.
Мы сердечно поздравляем нашу коллегу с солидным юбилеем, желаем Нине Гавриловне многие лета, здоровья и бодрого духа. А ниже знакомим пользователей сайта с интервью, которое в своё время она дала публицисту одного из омских НКО.
- Нина Гавриловна, когда была создана ваша организация?
- Официально - 15 января 1997 года. Создали мы её, чтобы отстаивать и защищать свои права. Мы помогаем людям в решении их социальных и экономических вопросов, пытаемся улучшить свой быт. Постоянно говорим и остро ставим перед властями и обществом вопрос о необходимости в любых условиях крепко хранить память о Великой Отечественной войне. Понимаете, в 1990-е годы нас начала покрывать плесень забвения. Происходило деление властей и собственности на частную, муниципальную и федеральную, налицо стало резкое расслоение людей на супер-богатых и нищих. И за всем этим люди стали забывать о патриотизме, о других нравственных корнях и стержнях ушедшей в историю советской эпохи. Вот мы и поставили перед собой цель – вернуть в нашу память и сердца героев и жертвы Второй мировой войны, все события, связанные с ней.
- Сколько людей в вашей организации?
- Когда я пришла в неё, войдя в состав её Совета, нас было всего 30 человек. Мы пошли на радиостанции, стали через них обращаться к сиротам войны, рассказывать о нашей организации, её целях и задачах. После чего к нам пошли люди. Мы должным образом регистрировали их, и наша организация росла. Когда, а это произошло в 2007 году, я стала председателем организации, в ней насчитывалось уже 2 тысячи. А сейчас «Сироты Великой Отечественной войны» в своих городских и сельских рядах объединяют около 10 тысяч «подранков» войны.
- С чего началась деятельность вашей организации, и с какими проблемами и трудностями вам приходится сталкиваться?
- Начали мы с поисков информации о своих отцах, погибших или без вести пропавших на войне. Нас объединяло и объединяет общее горе, одна, связанная с безвременной потерей родителей, судьба. В первое время было множество препятствий и трудностей. Нам часто приходилось обращаться в суды, ибо множество документов, свидетельствующих о солдатах Победы, их дорог на войне, - старые и ветхие, да и грамотность тех, кто их оформлял, была неважная. Например, в одном свидетельстве о том или ином событии в военной жизни человека он мог числиться как «Дмитриевич», а в другом - «Дмитрич». Приходилось в правовом порядке доказывать, что это одно и то же. Более того, даже сами документы о наших солдатах не всегда удавалось «откопать» в архивах, уже не говоря о фотографиях. Когда мы ездим к местам боевых действий, где похоронены наши отцы, то поисковики на изрытых ими больших площадях среди останков погибших находят, в лучшем случае, одну капсулу с биографическими данными воина. Да и это считается большим успехом. Правда, спустя годы бюрократические несуразицы, другие похожие проблемы стало решать проще.
- Но, как мне известно, только поисками сведений о погибших и пропавших отцах-фронтовиках ваша деятельность не ограничивается.
- Да, это так. К нам приходят пожилые люди со многими своими проблемами. Например, с просьбой помочь решить их жилищный вопрос. Многие сироты войны переехали в Омск из деревни к своим детям, а дети не желают с ними проживать. Деньги получают за жильё, проданное родителями на селе, и бросают их на произвол судьбы. Помогаем таким, как можем. Как уже говорила, постоянно работаем и над тем, чтобы поднять в среде молодёжи патриотизм. Регулярно проводим встречи в школах, издали много книг с воспоминаниями о войне, а также создаём документальные фильмы на эту тему. В ряде наших окружных организаций, там, где они базируются, появились «Стены памяти» с фотографиями отцов сирот войны, не вернувшихся с неё, и к ним часто приводят ребят из ближайших школ, других учебных заведений. Ещё одно наше достояние - собранные и должным образом оформленные фронтовые письма отцов. У нас есть свои клубы, где мы проводим встречи, помогаем людям уходить от одиночества, даём им возможность поговорить, выплеснуть то, что накопилось на душе и сердце. Выезжаем на природу, в загородные храмы. Словом, не замыкаемся в себе, а стараемся наполнять свою осень активной жизнью.
- Что Вас больше всего волнует сегодня?
- Продолжающееся, не понятно почему, непризнание на федеральном уровне нашего, сирот войны, официального статуса. В последние годы государство постепенно начало принимать и узаконивать категорию детей войны - узников концлагерей, жителей блокадного Ленинграда, тружеников тыла. Остались только дети-сироты. Этот вопрос правительство РФ рекомендует решать на местном уровне. И надо отдать должное как региональным, так и муниципальным властям Омской области и города Омска, которые и статус сирот войны установили, и ряд социальных льгот для них узаконили. Однако наши отцы не только за омскую землю воевали, а за всю страну. Поэтому, убеждена, и на уровне всей страны надо проявлять должную заботу о детях, оставшихся после их гибели обделёнными судьбой.
Текст Ивана СТРЕЛЕЦКОГО,
фото из интернет-ресурсов и Николая Шокурова.
P.S. Накануне своего юбилея Нина Борзова приняла участие в первой после многомесячных каникул, вызванных пандемией, встрече руководителей омских городских ветеранских организаций. Поведав коллегам о работе своей организации в этот сложный период, она с грустью заметила, что возраст и здоровье вряд ли позволят ей ещё долго продолжать находиться на капитанском мостике. Тем не менее, неугомонный лидер омских детей войны не теряет надежды на ближайшую встречу с губернатором Александром Бурковым, перед которым она вновь хочет поднять вопрос о признании статуса сирот Великой Отечественной на самом высоком – федеральном – уровне. Пожелаем Нине Гавриловне, чтобы её чаяния наконец-то сбылись.
|