Среда, 24.04.2024, 07:16
Приветствую Вас Гость | RSS

ОГОО "Совет ветеранов и пенсионеров"

Главная » 2014 » Июнь » 26 » Во время первой мировой войны в Омске находился первый в стране концлагерь для военнопленных
13:57
Во время первой мировой войны в Омске находился первый в стране концлагерь для военнопленных

Вот уже целый век отделяет нас от огневых раскатов великой войны начала XX века.

1 августа 1914 года ведущие европейские страны столкнули свои народы в кровавую бездну. На человечество обрушилась Первая мировая. Главным инициатором того рокового события стала кайзеровская Германия, объявившая войну России и Франции. Вскоре в сражение вступила и Австро­-Венгрия. В этом году мы будем отмечать столетие начала боевых действий, и примечательно, что хотя Омск был далек от фронта, но Первая мировая затронула наш город самым непосредственным образом.

Сочетание «концлагерь военнопленных» сегодня прочно ассоциируется с нацистской Германией, но это неверно. Подобные лагеря для содержания бывших солдат противника, оказавшихся в плену, появились в середине XIX века в колониальных странах. А в России первый концлагерь создали в Омске. Это произошло осенью 1914 года.

– В сентябре в наш город стали прибывать военнопленные, – говорит председатель общества коренных омичей, директор музея городского быта Владимир Селюк. – Всего в России за годы Первой мировой в плену побывали более двух миллионов немецких и австрийских солдат. Через Омск, по данным архивов, прошло около двадцати тысяч человек.

В Омск стекалась разнонациональная масса. Поначалу всех людей оформляли в концлагере как немцев и австрийцев, но затем внесли историческую справедливость. Так и выяснилось, что в далекой Сибири разом оказались чехи, итальянцы, поляки, словаки, даже редкие представители мадьяр-­венгров.

– В архивах сохранилась запись, что только итальянцев за годы Первой мировой в омском концлагере погибло 106 человек, – продолжает Селюк. – Все они похоронены на Шепелевском кладбище за старой водонапорной башней.

Заметим, что новоприбывшие не сразу попадали в концлагерь – сначала их осматривали врачи в специальных изоляторах, которые чаще всего находились на железнодорожных станциях. В Западной Сибири такими перевалочными пунктами стали Курган, Петропавловск и Омск.

– Концлагерь в Омске появился неслучайно, – добавляет главный хранитель Омского музея городского быта Татьяна Раскевич. – Здесь были все условия для пребывания тут заключенных, которые находились под строгим присмотром. Да и дальше вглубь России отправлять их было нельзя.

Омский концлагерь изначально был на территории бывшей скотобойни. Помещения для  военнопленных представляли собой в основном наспех сколоченные бараки или землянки, где было очень грязно. Они плохо освещались, и в некоторых из них температура зимой не превышала шести градусов. Через несколько месяцев, видя, что людской поток не иссякает, власти принимают решение переместить интернациональных солдат в помещение бывшей Западно­Сибирской выставки. Сейчас это территория Сада юннатов.

– Условия содержания тут были намного лучше, павильоны теплые, – рассказывает Владимир Селюк. – А в ноябре 1915 года в Омске построили еще один концлагерь. Он находился там, где сегодня базируется ипподром. Там размещалось 17 бараков по 500 человек.

Концлагерь имел свои мастерские: столярную, слесарную, кузнечную, портняжную, сапожную, переплетную. В них выполнялись работы, связанные с нуждами лагеря, а также заказы различных учреждений. За свой труд заключенные получали вознаграждение, часть которого удерживалась для покрытия расходов по организации принудительных работ.

– Казна не справлялась с содержанием пленных, власти стали приветствовать, когда пленные работали и получали за это деньги, – говорит Селюк. – Нижним чинам работа вменялась в обязанность. Чернорабочий получал 10­-18 рублей в месяц, а квалифицированный – 30-­50 рублей. Большая часть пленных до войны были гражданскими, имели профессии. Многие из них получали деньги от родных через Красный Крест. Но бывали случаи, когда переводы присваивали сотрудники лагеря. Письма подвергались цензуре.

Но даже несмотря на статус пленного, жизнь экс-­солдат была вполне сносной. Арестантов кормили, одевали, обували. В день на человека выделялось по 800 граммов хлеба, а также мясо, картофель, крупы. Полагался комплект одежды, белья. Дважды в месяц по всему концлагерю объявлялся банный день. Ну и самое главное – пленные свободно ходили по городу.

Что же касается пленных офицеров, то их положение было гораздо лучше. Им разрешалось даже в плену иметь своего денщика. Дополнительное денежное пособие позволяло жить едва ли не на широкую ногу: они покупали себе продукты на омских рынках, теплую одежду и лекарства.

Но все­-таки концлагерь – это не курорт. В плену многие склонились перед косою смерти. Чаще всего погибали от дизентерии, брюшного тифа, туберкулеза, воспаления легких, заболевания почек. Всех их хоронили по церковным традициям – с крестами на надгробии.

Когда война подошла к концу, военнопленные не сразу получили право вернуться домой. Это случилось только в 1920 году. Но о них в Омске осталась память. Ведь многие из заключенных трудились отделочниками или строителями на зданиях города, сохранивших и по сей день облик, заложенный руками арестантов Первой мировой. Благодаря им многие здания в Омске приобрели роскошные фасады. Это коммерческое училище, синема «Кристалл-­Палас», дома судебных установлений, здание Русско-­Азиатской компании и даже управление Омской железной дороги.

– Это главное творение для города от чешского скульптора Франтишека Винклера, – рассказывает заведующий музеем Омской железной дороги Юрий Муспак. – Четыре аллегорические статуи с названиями: «Путь», «Тяга», «Движение» и «Управление» – Винклер лепил сам из пескобетона на 20-­метровой высоте. В вестибюле скульптор разместил рельефную композицию «Жизнь». Насколько я знаю, он же делал фасады на здании нынешнего  Омского академического театра  драмы.

Наследие военнопленных Первой мировой – это еще и несколько особняков в центре Омска. В том числе на улицах Валиханова, Почтовой. На последней, кстати, строил дом внук одного из пленных поляков, приехавший несколько лет назад в Омск.

– Его зовут Владимир Кралиш, – говорит Татьяна Раскевич. – Его дед Владислав в плену женился на омичке. Уже став свободным, с семьей остался в Омске. Тут они строили дом и растили детей. Позже потомки уехали за границу.

Сегодня, когда грядет столетие Первой мировой войны, историки призывают не забывать о тех, кто проливал свою кровь за Отечество. Пусть их подвиги и заслонили Октябрьская революция и Гражданская война, они достойны остаться в памяти потомков.

– 1 августа мы откроем памятник солдату Первой мировой, – говорит Владимир Селюк. – Это будет фигура обнаженного по пояс мужчины в галифе. Он символизирует открытость миру, а его вид говорит, что пуля может настигнуть любого и с востока, и с запада. Так же было и во время войны.

Просмотров: 5036 | Добавил: Ветеран | Теги: концлагерь, первая мировая война, Омская область, Омск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 83

Друзья сайта