Казалось, этому человеку из поколения солдат Победы не будет износа: до недавних пор мы помним его задорный вид и крепкое рукопожатие. Но неумолимое время вычёркивает из жизни стойких защитников нашего Отечества, победителей в Великой Отечественной войне. Тяжелейшую утрату понесло городское ветеранское сообщество. На 94-м году жизни после продолжительной болезни 24 декабря скончался Почётный председатель Совета ветеранов Советского округа Владимир Степанович Вострейкин, 30 лет возглавлявший эту организацию.
В феврале 1943 года, после окончания авиационной школы в городе Троицке Челябинской области, штурман бомбардировочной авиации Владимир Вострейкин был направлен на Брянский фронт. Деревенскому парнишке тогда и 17 лет не было, поэтому командование распорядилось вместо положенных бойцам 100 граммов водки и табака выдавать ему шоколад, которым он угощал девушек – укладчиц парашютов. С тех давних пор у Владимира Степановича это стало традицией – на встрече с детьми он раздавал им шоколадки.
Владимиру Вострейкину довелось служить в коммунистическом экипаже, но когда в 1944 году он подал заявление в КПСС, то замполит части резко высказался против: мол, его отец как «враг народа» был расстрелян в 1937 году. Будто молодой штурман и не проявил отвагу, летая на боевые операции с командиром полка Героем Советского Союза Константином Бреховым. Вопреки проискам замполита боец, поддержанный рекомендациями командиров, был принят в ряды КПСС. А вскоре молодой коммунист доказал своё геройство, посадив в Польше подбитый самолёт на мелколесье, сумев спасти раненого комполка и с боем пробиться сквозь пытавшихся окружить их немцев. Правда, после этого штурмана отправили в медсанчасть на вытяжку деформированного позвоночника, где ему, избежавшему с командиром немецкого плена, довелось объясняться с особистом. А перед концом войны Вострейкину выдалась командировка в Подмосковье для получения новых штурмовиков Ил-10.
Долгое время боевые награды обходили Владимира Вострейкина стороной. Видимо, штабисты не могли забыть его репрессированного отца. Но сработало обращение к Сталину, да и командование не осталось в стороне от забот об отважном бойце. Поэтому под конец войны на него пролился наградной дождь – медали «За отвагу» и «За боевые заслуги», ордена Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды и Славы. Но и после 10 мая 1945 года, спустя два дня после капитуляции Германии, авиатор бомбил в Балтийском море самоходки с остатками гитлеровских войск, пытавшихся скрыться в Англии.
Многие годы мать не могла дождаться сына с войны: Владимира Вострейкина задержали с демобилизацией на пару лет. Мудрые отцы-командиры посоветовали ему не появляться дома, пока не утихнут страсти с наследниками «врагов народа». Потом Владимир Степанович остался им благодарен, поскольку уберегли его от лагерей, в которых после фронта оказались даже его боевые товарищи с похожей биографией. На «гражданке» он скитался по городам и весям и несколько лет работал в Казахстане и Киргизии. Вернулся штурман к матери только в 1955 году, когда спустя два года после смерти Сталина улеглись страсти, связанные с преследованием потомков репрессированных. Обстоятельства позволили ему осесть в Омске, устроиться на работу на комбайно-сборочном заводе.
Фронтовая контузия давал себя знать, поэтому по совету опытных врачей Владимир Степанович стал заниматься йогой. Боль понемногу отступала, тогда он задумался о получении профессионального образования. Сначала окончил химико-механический техникум, затем обучался в Институте нефти и газа, в Университете марксизма-ленинизма при обкоме КПСС, работая мастером цеха на заводе СК и возглавляя заводскую парторганизацию. Отказавшись от поста директора строящегося завода пластмасс, строптивый солдат партии на семь лет получил ссылку секретарём партбюро в село Верблюжье Саргатского района, продолжив учёбу в СибАДИ.
Ещё одним витком в жизни Владимира Степановича стало его возращение в Киргизию, где он поработал снабженцем в совхозе, а затем инструктором ЦК партии. Но когда Владимир Вострейкин не стерпел вороватое начальство, которое сетовало, что подчинённый сам не берёт взятки и ему не даёт, сибиряку возникла угроза жизни. Пришлось переехать в Нижневартовск, работать начальником участка по снабжению оборудованием нефте- и газоперерабатывающих заводов. После смерти супруги он снова вернулся в Омск, а по прошествии нескольких лет до конца жизни связал свою судьбу с Нелли Валентиновной Зубенко.
Выражаем искреннее соболезнование ей, родным и близким в связи с кончиной нашего незабвенного соратника.
Владимир Степанович всю жизнь следовал завету деда Феодосия Ковалевского: «Делай для людей добро, оно к тебе вернётся». Так Вострейкин поступал и на ветеранской службе, проводя десятилетия в неустанных заботах о своих сверстники. По его инициативе в городке Нефтяников была установлена скульптурная композиция «Журавли нашей памяти», навеянная песней на стихи Расула Гамзатова о погибших бойцах, чьи души устремились в небо, будто перелётные птицы. Теперь он и сам превратился в одного из таких журавлей. Пусть Всевышний достойно примет его!
Президиум городского Совета ветеранов и пенсионеров.
|