Писать о человеке, о его детстве и юности, весьма сложно, тем более, когда с тех пор прошло более 70 лет. Многое утрачено, стёрлось из памяти, подзабылись некоторые детали, а именно они - житейские детали - и дают наиболее полную характеристику человеку и времени, в котором он жил, условиям в которых формировался его характер, отношение к семье, землякам, природе и Родине.
Детство и юность Ивана Сухоручкина прошли в селе Артын Большереченского, а ныне Муромцевского района, хотя родился он в селе Красный Яр этого же района. В семье Сухоручкиных было трое детей. Родители хотели, чтобы дети учились и закончили семилетку. Дом в Артыне купили напротив школы, только перейти дорогу. Привлекали школа и само село, большое по численности жителей, чистота и порядок подворьев, коллективное хозяйство, красивая природа.
Действительно, Артын - особое село. Писать о нём, школе, её учениках, прославленных героях и простых тружениках нельзя без хотя бы краткой характеристики этого сибирского уголка, славящегося не только красотой природы, но и людьми. Неслучайно ему и его жителям посвящены несколько известных книг и статей.
Оно расположено по берегам небольшой речки Артынки, впадающей в Иртыш в полутора-двух километрах от села. С одной стороны его огибает Иртыш, с другой – известный красавец Артынский сосновый бор. Он всегда был любимым местом для жителей Артына, кормил их ягодами, грибами и дичью, оздоравливал насыщенным хвоей воздухом. Жители с особой любовью относились к своему селу. По инициативе местной власти и авторитетных крупных семей (родов) вырабатывались общие ценности и даже, скажу больше, свои нравственные устои и порядки.
К примеру, ежегодно в Артыне к началу лета создавались санитарные комиссии, каждая из которых обходила дворы и давала оценку тому, насколько чисто убран внутренний двор конкретного дома, площадь возле него до дороги, которая проходила посреди улицы. Поощрялись ограждения у дома - небольшой палисадник, который украшал и дом, и улицу в целом.
И ещё. По своей инициативе жители села вдоль бора построили поскотину, чтобы скот не гулял по лесу и не обгаживал землю. Благодаря этому лес был чистым. Там, где проходили из села проезжие дороги через лес, устанавливали простые ворота из жердей. Проезжающий открывал их, а проехав, обязательно закрывал набросом верёвочной или проволочной петли. Ни взрослые, ни дети не нарушали этого правила. Строго запрещалось замусоривать берега реки.
Своей качественной продукцией был известен местный маслосырзавод. Молоко для него доставляли не только артынцы, но и жители всей округи. Здесь были свои кузница, пимокатная, лесопилка. Всё делалось хотя и вручную, но добротно. Село Артын знаменито и тем, что по дороге в сибирскую ссылку в семье купца Блинова ночевал русский мыслитель и писатель Александр Николаевич Радищев. Замечу, что этому Великому Человеку артынцы поставили памятник на возвышенном берегу реки.
Славилась успехами артынская школа. До Великой Отечественной войны и в военное время она оставалась семилетней. В ней учились дети из соседних сёл - Карташово, Костино, Сеткуловка и других. Школа располагалась в нескольких приспособленных зданиях. Но, как говорится, «не красна изба углами…» В пятых-седьмых классах преподавали педагоги в основном с высшим или незаконченным высшим образованием. В школе работали кружки: предметные, музыкальный, драматический, спортивные секции и детский хор. Постоянно проводились конкурсы чтецов, смотры школьных стенгазет. Работала пионерская дружина. Раз в полгода по воскресеньям организовывались военные игры, где были «красные», «белые», штаб, разведка и т.д. Разворачивались сражения, были победы и поражения. Учиться было интересно, да ещё осознавать себя победителем в соревнованиях и разного рода играх.
В таком селе и в такой школе не могли не вырасти настоящие герои, прославившие себя и Родину в военном деле и в мирном труде. В эти годы в Артынской школе и учился Ваня Сухоручкин. Я хорошо его знала, поскольку училась с ним в одном классе и даже сидела за одной партой. Он был старше меня на пять лет. Но ничего в этом нет удивительного. Такое было время, когда в одном классе учились разновозрастные дети.
Помню наш 5-ый класс. Учились в деревянном здании, состоявшем из одной, вытянутой вдоль комнаты. Парты стояли в два ряда. Я сидела с Ваней Сухоручкиным за последней партой второго ряда у печки-голландки. Сухоручкины жили довольно бедно, но дружно. Ваня нередко приходил в школу босиком или одетым в шабур, затянутый самотканой пояской. Он стеснялся, а мне приходилось делать вид, что не замечаю этого, и чем можно помогать. Очень старался учиться. Однако, занятый делами в подсобном хозяйстве, бывало приходил в школу с невыполненным домашним заданием. Я объясняла ему тему, а он быстро списывал решения по математике или упражнения по русскому языку. Ваня был хорошим товарищем, добрым, спокойным, никогда не слышала от него бранных слов, тем более какой-то непозволительной дерзости или грубости. Когда школьников привлекали к уборке помещения или улицы у школы, то Ваня всегда брал на себя самое сложное. Ловко работал лопатой, граблями, метлой и тряпкой. Состоял в активе школы по организации военных игр.
В 1940 году Иван Сухоручкин был призван в Красную армию. Почти с первых дней войны испытал горечь поражений и радость фронтовых побед. В 1943 году находился в самом пекле сражений на украинском направлении. Нашим войскам предстояла переправа через Днепр, позволившая приступить к мощному наступлению по освобождению города Киева и всей Украины. Однако немецкая артиллерия шквальным огнём не давала войскам начать переправу. И тогда командование поручает нескольким бойцам, в составе которых был Иван Сухоручкин, с большой осторожностью, ночью, переправиться через Днепр и, укрепившись на противоположном берегу, обеспечить подавление вражеских орудий. Сложнейшее задание! И оно было выполнено. Немецкие артиллеристы, застигнутые внезапностью, были уничтожены. Воспользовавшись небольшой передышкой, наши основные войска осуществили переправу и начали наступление по освобождению от немецких захватчиков города Киева.
За этот подвиг Ивану Сухоручкину было присвоено высокое воинское звание – Герой Советского Союза. Ему был предоставлен краткосрочный отпуск и возможность побывать на своей малой Родине. В сопровождении партийно-советских руководителей района на двух машинах из райцентра Большеречье он прибыл в родное село.
Было лето. Хорошо помню эту встречу с жителями села и руководителями Артынского сельского совета и колхоза, родственниками, учениками и педагогами. В то время я уже работала учителем начальных классов. Узнав, что завтра к нам приедет Герой Советского Союза, мы с учениками ранним утром пошли за околицу и нарвали разных полевых цветов, чтобы встретить земляка-героя. Когда машины подъезжали к центральному зданию школы, мы, приветствуя, забросали их этими цветами. В начале была встреча в здании школы с небольшим кругом земляков. Затем всё село собралось на митинг, на котором выступило районное и местное руководство. Сам герой был немногословен. Говорил Иван Иванович Сухоручкин спокойно, не торопясь, но, естественно, заметно волновался. Поблагодарил собравшихся за тёплую встречу, порадовался за трудовые подвиги своих односельчан, родного колхоза «Ленинский путь», и заверил присутствующих в том, что, вернувшись на фронт, будет драться с фашистами до победного конца. Он выглядел возмужавшим, стройным, хорошо смотрелся в новой военной форме со звездой Героя на груди.
После кратковременного отпуска Иван Сухоручкин вернулся на фронт. А мы, учителя школы, в работе с ребятами постоянно возвращались к его подвигу, ставили в пример, формируя у них гордость за ученика нашей школы и земляка-героя.
Прошло три года. В 1946 году я поступила учиться в Омский учительский институт. Приехали учиться вдвоём с подругой-гречанкой Галиной Димитриади. Занятия только начались. Жили мы на временной квартире у институтской подруги на улице 4-я Северная. И вот где-то в середине сентября, в воскресенье, нежданно-негаданно к нам на квартиру приезжает Иван Сухоручкин. Как сумел нас найти? Объяснений его не помню. Мы были рады встрече, засуетились, поставили самовар. Собрали, что у нас было, добавили к столу его гостинцы. Начались разговоры об Артыне, школе, нашем детстве. Расспрашивали о его жизни в последние годы. Иван рассказал, что живёт в Киеве, ему дали хорошую квартиру в центре города, работает он (если мне не изменяет память) в городском коммунальном хозяйстве, а одна из улиц украинской столицы названа его именем. От радости и гордости за нашего земляка мы даже аплодировали. Он был пока ещё в военной форме и выглядел молодцом, пригласил нас к себе в гости в Киев. Через несколько часов мы проводили нашего гостя, и он улетел на новое место жительства. Прошло немало лет, когда я узнала, что он тяжело болен. Бесспорно, это был отголосок всех стрессовых моментов, пережитых в годы войны. В 32 года, в 1953-м, он ушёл из жизни. Горько осознавать, что Иван Иванович Сухоручкин прожил столь короткую жизнь. Вместе с тем, необходимо сохранить о нём светлую память, как о Герое - защитнике Отечества.
А теперь о том, почему вдруг, по прошествии стольких лет, пишу своё небольшое воспоминание о своём однокласснике и селе Артын? Объясню это кратко. Во-первых, имя участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Ивана Ивановича Сухоручкина в жизни Омской области и его малой родины, на мой взгляд, остаётся полузабытым. Оно никак не увековечено. И это вызывает тревогу и боль. Как же так?
Во-вторых, когда на слуху проблема патриотического воспитания молодёжи и населения Российской Федерации в целом, когда под руководством правительства России подготовлена известная «Стратегия воспитания» (2015 год), ярчайшие примеры героизма, особенно героев-земляков могут и должны быть поставлены на службу этой большой, нужной и значимой работы по воспитанию современной молодёжи.
В-третьих, как ветеран Великой Отечественной войны и труда, хочу заострить внимание на следующем. У нас масса многовековых примеров героического прошлого как по защите Отечества, так и в труде - по развитию промышленного производства, сельского хозяйства, науки, образования и культуры. Всего того позитивного, что было в нашей непростой истории, чем можем и должны искренне гордиться. При этом осознавать и помнить, что миллионы прекрасных людей совершали подвиги и отдавали свои жизни во имя Родины – России, её будущего!
Чтя подвиги отцов, надо сегодня, как никогда, всем нам и особенно молодому поколению активнее проявлять инициативу, смелость, творчество и героизм в делах, направляя их на развитие родного края, улучшение качества жизни людей, их безопасность, на процветание и рост авторитета многонациональной нашей страны. Надо любить и сохранять Россию!
Нефёдова Капиталина Алексеевна,
профессор, ветеран ВОВ
|