В КЦСОН «Рябинушка» прошла акция памяти, посвящённая Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей,
которая отмечается 11 апреля.
Накануне заведующие отделениями социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов «Рябинушки» посетили дома ветеранов, помеченные табличкой со словами «Бывший несовершеннолетний узник концлагерей».
«Страшное было время, - поделился с ними воспоминаниями Даниил Иванович Каменский, 92-летний получатель социальных услуг центра, переживший оккупацию и изнурительный труд в концлагере. - Чувство голода преследовало меня долгое время и после окончания Великой Отечественной войны».
Она застала Даниила двенадцатилетним и с приходом в октябре 1941 года в родную белорусскую деревню немецких фашистов оборвала его детство. В деревне, охраняемой полицаями, расквартировали тыловые части захватчиков. Мужчин в деревне не осталось – все были на фронте. А через несколько дней оккупации не стало здесь ни домашних животных, ни птиц. Уничтожили фашисты и колхоз.
Даниил стал единственной силой, защитой и опорой в семье: в декабре 1942 года под Сталинградом погиб его отец. Мальчик испытал все тяготы подневольной работы: вместе с такими же, как он, подростками и женщинами валил лес для отправки в Германию, обрабатывал вручную землю, а собранный урожай относил за 8-10 километров на заготовительную базу оккупантов. Кроме фашистов, над ними измывались смотрители и выбранный немцами староста.
Летом 1943 года фашисты, отступая под натиском Красной армии на запад, угоняли с собой и местное население. Старики, женщины и дети были для нацистов «живым щитом», ограждением от советских воинов и партизан. Через Белоруссию и Польшу, через горящие города и села их гнали, как скот, до самой Германии – до Грейсфальда. В дороге от голода умерла младшая сестра Каменского Варя. В неволе их кормили супом из брюквы и чёрствым хлебом с опилками. После изнурительного труда вновь переполненный людьми холодный барак, недолгий сон и - новая работа.
Так прошли почти два долгих года. И вот наконец узники увидели в небе первый советский самолёт. Они узнали его по звуку. С каждым днём краснозвёздных соколов становилось всё больше и больше…
Их освободили в ночь с 8 на 9 мая 1945 года. Затем была дорога домой в товарных вагонах, фильтрационный лагерь, допросы – и возвращение на родную Брянщину. Но дома их никто не ждал: отступая, фашисты сожгли деревню дотла, исполняя нацистский приказ «о выжженной земле».
В течение трёх лет Даниил работал на восстановлении здания техникума Брасовсого района Белоруссии, учился в школе рабочей молодежи, затем его приняли в техникум, который он помогал восстанавливать. После срочной службы в армии окончил Тамбовское артиллеристское училище, служил в Киеве, а с 1974-го по 1985 год - в Омске, где и остался жить, выйдя спустя четверть века в отставку.
В его детскую память страшные годы оккупации и лагерных бараков врезались навсегда. Нашлось им место и в книге о бывших малолетних узниках концлагерей, чьим родным городом позже стал наш Омск.
«Все бывшие малолетние узники, которых обслуживает наш КЦСОН, услышали накануне 11 апреля от специалистов «Рябинушки» слова благодарности за стойкость и мужество и получили подарки. Забыть про их угнанное в неволю детство ни они не могут, и мы не должны. И молчать об этом – тоже», - заметила Елена Сребная, заместитель руководителя центра.
Текст и фото Ирины ПЕТРУНИНОЙ, аналитика КЦСОН «Рябинушка».
|