Первый побег омича из Любинского района, красноармейца Василия Яковенко из германского плена оказался неудачным. Случился он на территории Прибалтики, которая в начале Второй мировой войны состояла из трёх республик Советского Союза, приплывших в привычную гавань некогда Российского государства, а потом оккупированных гитлеровскими войсками.
Где именно он содержался, пленник и сам не знал – то ли в Вильнюсе, а может, и в Каунасе. Немцам его выдали местные жители, а после истязаний беглеца переправили в другой концлагерь, оборудованный гитлеровцами в Польше. Не стерпел неволи советский солдат и в новом каземате, снова вырвался из его застенков. Теперь уже польские паны угодливо сдали непокорного сибирского украинца немецкой охранке. Неисправимого узника после очередных побоев отправили в Лотарингию, которая вместе с Эльзасом для французов с немцами с давних пор представляла спорную территорию. Созданный там лагерь смерти находился в рудничной зоне, в шахтах которой гитлеровской рейх нещадно использовал рабский труд невольников.
Тщательно продуманный Василием с товарищами по несчастью побег на сей раз удался. И его до прихода американских войск надёжно скрывала французская многодетная семья, не побоявшаяся мести фашистских оккупантов. Ведь виселицы были уготованы пособникам местных партизан – маки, а тем более пленников.
Текст Николая ШОКУРОВА.
Фото автора и из архива потомков Василия Яковенко.
(Подробности – в июльском номере газеты «Омский ветеран»).
|