Продолжая патриотические уроки военной тематики в общеобразовательных школах и гимназиях, Советский окружной Совет ветеранов педагогического труда освоил новые маршруты и наметил планы очередных встреч. Учителя рады мудрым наставникам, несущим дополнительные знания, которые не всегда укладываются в ограниченное время уроков истории.
По словам организатора ветеранских действий Луизы Сморщенко, им понравилось отношение педагогов и старшеклассников в школе № 44, где был проведён конкурс по истории Московской битвы в Великой Отечественной войне. В своих отзывах ребята были единодушны во мнении, что сдача Москвы гитлеровским захватчикам означала самые тяжёлые последствия для нашей страны. Только сверхпримерное мужество советских солдат на подступах к столице, в том числе героизм сибирских воинов, способствовало краху гитлеровского плана блицкрига. В своих пожеланиях школьники высказались о дальнейших встречах с ветеранами, толковых рассказах о подвигах нашего народа в освободительной войне СССР с нацистскими агрессорами.
Тема другой встречи Луизы Григорьевны и её коллег с учениками 5 «1» класса гимназии № 12 им. Владимира Горячева была «Неизвестный солдат». С определения подвига безымянных героев Отечества, имена которым возвращают во время раскопок на местах боёв, началась беседа с учениками. Эта встреча проходила как раз в канун Дня неизвестного солдата. Не стесняясь слёз, руководитель нескольких экспедиций показывала фотографии тех памятных событий и бойцов поискового отряда «Юные патриоты России» из школы № 106. Она воскресила пейзажи степей под Сталинградом, изрезанные балками. Некоторые поля были сплошь усеяны человеческими костями под небольшими наслоениями земли. Обнаруженные мины искатели обозначали флажками, потом сапёры разминировали опасную местность.
Не многие наши воины имели медальоны, по-простому называемые «смертничками». А у немцев опознавательные знаки в виде «блях» встречались часто. Один из них был обнаружен вместе с солдатскими останками, поэтому наши поисковики твёрдо уверились в его принадлежности арийцу. Прах был снова зарыт, а в Германию омичи сообщили данные медальона. Пока никто не откликнулся.
Вовлекая пятиклассников в разговор, Луиза Григорьевна просила ребят назвать имена омских фронтовиков-героев, которые увековечены в названиях городских улиц, а потом рассказывала о подвигах Матвея Путилова, Семёна Фугенфирова и других земляков. И показывала фотографии мемориальных мест с бесконечными списками погибших на войне и погребённых в братских могилах. Некоторые имена путём раскопок воскресили благодаря кропотливым поискам омских школьников.
Ветеранский наставник поинтересовалась, хранят ли память об участниках войны в семьях школьников. Большинство ребят подняли руки, а потом с гордостью рассказывали о своих дедушках и прадедушках. Один мальчик поведал, что, увидев в шкафу дедовский пиджак, увешанный орденами и медалями, спросил: «Почему ты его не одеваешь?» Старый человек ответил внуку: «Он слишком тяжёл для меня».
Если бы не продолжались уроки, детвора, видимо, ещё бы долго не отпускала Луизу Григорьевну, сопроводив ветеранскую делегации аплодисментами. А классный руководитель 5 «1» класса Елена Дианова провела экскурсию для гостей, познакомив их с экспонатами Музея боевой славы гимназии, в том числе со стендом Героя Советского Союза Владимира Горячева, чьё имя носит учебное заведение и бюст которого установлен в школьном дворе. О спортивной славе гимназии говорит множество кубков, густо установленных за стеклянной витриной. А во время нашего визита в коридоре гулко отзывался отскок шарика, направляемого ракетками любителей настольного тенниса.
Текст и фото Николая ШОКУРОВА.
|