Все нынешние события в связи с пандемией значительно померкли, прячутся в виртуальном пространстве. Живые встречи откровенно редки, большим коллективом не разгуляешься. Поэтому приятным оказалось общение Тевризского землячества в Омске и омских белорусов, пришедшееся на канун Дня строителя и Дня физкультурника в Парке культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ.
Основу праздничного коллектива составили выпускники Журавлёвского детского дома Тевризского района, в интернациональном коллективе которого воспитывались русские и немцы, украинцы и белорусы, казахи и татары, прочие народы, избравшие себе строительные и другие созидательные профессии. А уж спортивная жизнь в детдоме всегда кипела, рождая призёров соревнований на местном и районном уровнях. Надо признаться, что около двух десятков названных братьев и сестёр, соскучившись по ним, собрала Зинаида Брекалова (в девичестве Глухарева), прибывшая после долгого отсутствия в Омске из города Волгодонска Ростовской области.
Зина родилась 25 марта 1953 года в Амурской области. Когда девочке исполнилось три года, её забрали у больной матери и переправили в Тарский детский дом № 2 Омской области. Малышка ничего не знала о родительнице, но однажды её навестила старшая на три года родная сестра Тамара, воспитывавшаяся по соседству, в другом городском детдоме. Потом нашёлся их младший брат Толя 1955 года рождения. Были также краткое воссоединение детей с матерью, очередная разлука и государственное воспитание в селе Таврическом, трёхгодичное проживание в интернате Черлака.
Природа одарила девчонку с пышной медноволосой шевелюрой, по сути дела испытавшую с ранних лет сиротство, красивым голосом, поэтому Зина обучалась в музыкальной школе, а потом выступала с концертами, солировала на зрелищных представлениях, когда влилась в рабочий коллектив. И в то же время стыдилась, когда семья с матерью прозябала в нищете в богатом целинном совхозе «Победа» Нововаршавского района. Дети перестали ходить в школу, когда занедужившую родительницу в очередной раз положили в больницу, поэтому комиссия райисполкома поспособствовала, чтобы ребятишек снова призрело государство. Школьниц Глухаревых в 1964 году, а брата на два года позже, привезли в Журавлёвку Тевризского района. Видно, в этом сельском детдоме они обрели счастливое детство, поэтому Зинаиду так тянет в таёжный край, в Омск, в котором осели и получили на всю оставшуюся жизнь прописку многие детдомовские воспитанники.
Неугомонная, безудержная натура девочки стремилась выплеснуть себя в спорте – она занимала в районе ведущие места по лёгкой атлетике. Пока Зинаида выступала в детдоме и школе Снегурочкой, никто не пытался сменить её. Она читала стихи и, конечно же, с упоением пела песни. А сколько мальчишек она научила вальсировать, прививая им манеры настоящих кавалеров! Больше всего школьница благодарна своей учительнице Дарье Васильевне Тритине, которая вместе с мужем-фронтовиком Николаем Васильевичем стали непревзойдёнными наставниками (впрочем, как и другие их коллеги) журавлёвских воспитанников.
По выпуску из детского дома после восьмого-десятого классов шефы из Сибзавода гарантировали ребятам устройство на своём предприятии, проживание в общежитии. Некоторые журавлёвцы так и поступили. Зинаида не стала тратить время на обучение в техникуме, а решила освоить строительную профессию на практике, переехав в Черлак. Затем сестра Тамара увлекла её перспективой хорошего обустройства на юге страны, где в то время возводился Атоммаш, объявленный, как обычно, комсомольской стройкой. И судьба забросила сибирячку в Волгодонск. Там Зинаида Александровна и трудилась маляром до самой пенсии, увенчанная званием «Ветеран труда» за 40 лет общего стажа.
Долгая супружеская жизнь у неё не сложилась, зато она воспитала сына Александра, военного моряка, бороздившего океанские просторы, и дочь Екатерину, проживающую с ней, наследниками стали внучка и внук. Жизнь по-прежнему полна забот и волнений. На мой вопрос, считает ли себя сильной женщиной, Зинаида без колебаний ответила: «Да!» Впрочем, иного ответа от неё не ожидал. Во время очередного пребывания в Сибири она задержалась в Черлаке, общаясь со знакомыми с молодости людьми, а также с родственниками. Не забытой остаётся могила брата на Тевризском кладбище.
Подобных нашей гостье людей подарила очередная встреча-экспромт. Кажется, кликни сроднившихся в детстве земляков, и сразу слетятся «журавли» в единую стаю. Лишённые родительской ласки дети в советской стране в полной мере испытали государственную заботу, полнокровную опеку сердечных наставников, подаривших им навыки и привычки к семейному труду. Девчонки росли, обучаясь швейному рукоделию, кулинарным секретам, а мальчишки столярничали в мастерских. Они вместе с сельскими жителями выходили на уборку урожая, запасались на зиму дарами огородов, полей и лесов. Ухаживали за лошадьми на хоздворе, запрягая их для подвоза воды, кормов, продуктов. Художественная самодеятельность развивала природные таланты, а походы и ночёвки у костра дарили таёжную экзотику и познание родного края.
Но этот дом под «журавлиным крылом» в 1974 году расформировали. Остались только воспоминания бывших его жителей. Вот так же развалили и нашу единую могучую страну – Советский Союз, отчий дом многих народов. Пройдя тяжелейшие испытания и радость великих побед, исчезла неповторимая уникальная общность советских людей, где по-настоящему каждый человек был друг другу товарищем и братом. Правда, тягу к этому до сих пор не удалось вытравить из людей старшего поколения, вслед за последними фронтовиками покидающих этот мир. А что сохранится в памяти у наших молодых наследников, воспитываемых на примерах частнособственнических интересов и социальной разобщённости?..
Текст и фото Николая ШОКУРОВА.
|