24 апреля в большом конференц-зале администрации Центрального округа соберётся Омский городской Совет ветеранов и пенсионеров, чтобы подвести итоги восьмого года своей деятельности и определить задачи на новый отчётный период, где главные усилия ветеранского сообщества будут сосредоточены на подготовке к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Предваряя разговор на отчётном собрании, мы начинаем перекличку руководителей и активистов организаций городского СВП, которым в опыте своей работы есть чем поделиться с коллегами. Первой к трибуне сайта мы пригласили председателя ОГОО «Совет ветеранов педагогического труда» Светлану Александровну НОВАК, которая на февральском заседании президиума городского СВП обстоятельно рассказала о том, как её организация помогает начинающим школьным наставникам юных омичей в профессиональном становлении.
Одной из задач, определенных в Уставе Омской городской общественной организации «Совет ветеранов педагогического труда», является передача передового педагогического опыта молодым специалистам. Решение этой задачи необходимо и ветеранам, и молодым педагогам с целью укрепления преемственности поколений молодых педагогов и ветеранов образования, обмена передовым педагогическим опытом и традициями, формирования единого педагогического сообщества, развития духовности и нравственности в современном обществе.
Мы понимаем, что нужно обязательно уделять работе с теми педагогами, кто уже закончил свою трудовую деятельность. Их жизнь кардинально меняется, появляются новые потребности, становится меньше общения. А нужно ли наше участие в их судьбах, в их развитии молодым педагогам? Анализ процессов, происходящих в их среде, позволяет сделать вывод, что нужно. Только каким должно быть наше с ними взаимодействие? Ведь поколение от поколения отличается многими факторами. Сегоднейшие молодые специалисты в разы лучше нас способны управлять компьютерной и цифровой техникой, они намного быстрее могут найти нужную информацию, перерабатывать, проводить анализ и синтез её и оперировать полученными сведениями и знаниями в возникающих ситуациях. Так, может, мы для них только тормоз в их деятельности? Однако есть вещи, которые объединяют этих людей - ветеранов и молодых педагогов. Сегодняшние молодые педагоги тоже очень нуждаются в общении. Особенно тяжело проходит для наших молодых коллег период адаптации в школьном коллективе. Вот здесь-то во многих общеобразовательных учреждениях и приходят на помощь к новичкам ветераны педагогического труда.
Главное, с чего мы начинаем, - это неназойливое, не по приказу директора школы, знакомство с молодыми педагогами. Так, в средней общеобразовательной школе № 89 работает клуб «Сударушка», который объединяет ветеранов педагогического труда и молодых педагогов. Они собираются вместе (обычно это происходит на каникулах), и каждая такая встреча - тематическая: «Давайте познакомимся», «Вот и закончился дачный сезон…», «Наши мастерицы» (конкурсы на лучшую заготовку, самое красивое и вкусное блюдо, этот овощ –просто чудо), «Моё хобби» (вязание крючком, вышивание, разведение комнатных растений), подведение итогов и награждение учителей - победителей в школьном профессиональном конкурсе «Учитель года».
На протяжении десяти лет работает похожий клуб и в школе № 53, которую на протяжении многих десятков лет вела Людмила Николаевна Цыкунова, являющаяся одним из учредителей нашей ветеранской организации. Она твёрдо убеждена, что добросердечные встречи, дружеское общение, обмен свежими наработками оживляют деятельность не только Совета ветеранов, привносят в его работу много нового, нужного, полезного, но и способствуют профессиональному становлению молодых педагогов, более быстрому вливанию их в школьное сообщество, сплочению их рядов.
В этот первый период и организуется всем нам знакомое наставничество, Мы стараемся, чтобы оно проходило неформально, не простым назначением наставника. Тщательная подготовительная работа позволяет молодому педагогу выбрать себе в наставники близкого человека по взглядам и духу. Большую помощь начинающим учителям здесь оказывают, в первую очередь, работающие ветераны педагогического труда. Для них мы проводим семинары на тему «Наставничество - это не обязанность, а почётное право». В ходе одного такого семинара мы разработали памятку молодому учителю: над чем главным он должен работать, чтобы вырастить хорошего ученика? какими качествами должен обладать сам, чему учиться? Ветераны помогают учителю понять, что ждёт ребенок от учителя.
Патриотическое воспитание детей начинается с порога родного дома, поэтому учителю очень важно наладить контакт с семьей. С этого контакта начинает формироваться отношение и к учителю, и к школе. Ветераны педагогического труда Советского округа совместно с учителями разрабатывают вопросы анкеты для первого родительского собрания, сопровождают молодого учителя в общении с родителями.
Следует отметить, что неформальное взаимодействие ветеранов и молодых педагогов мы осуществляем в тесных контактах с департаментом образования, профсоюзом, образовательными организациями. Вместе мы провели, например, творческая встречу ветеранов и молодых педагогов «Друзья, прекрасен наш союз», которую в форме «круглого стол» вели молодой специалист департамента образования и ветеран педагогического труда. В самом названии встречи мы умышленно заложили интригу: знак в конце предложения не был поставлен. И нужно было ответить на вопрос, какой знак мы всё-таки будем ставить? В итоге встречи участники круглого стола поставили «!». Что, конечно же, очень символично и настроило всех на позитивный лад в нашем общении.
Мы принимали участие во втором Форуме молодых педагогов города Омска «Горячие сердца», в котором наши ветераны активно заявили о себе на девяти дискуссионных площадках. Вот некоторые из них: «Какого педагога вы считаете успешным», «Какими своими мыслями вы готовы поделиться со всем человечеством?», «Чего вам не хватает, чтобы считаться «идеальным»?» А организованная нашей ветеранской организацией на базе школы № 132», руководителем которой является член президиума нашего Совета Г. В. Галкина, практическая конференции «Родная моя сторона» объединила не только молодых педагогов и ветеранов, но и многих учащихся школ города,
В Октябрьском округе реализован совместный проект ветеранов педагогического труда и Дома детского творчества «Дети – детям о войне». Опыт работы по данному направлению представили 13 образовательных учреждений, проведены тематические встречи, на которых почётными гостями были ветераны войны и труда. Причём эти встречи имеют целью обсуждать не только профессиональные вопросы и проблемы. На них ветераны педагогического труда также читают стихи собственного сочинения, а молодые педагоги показывают концертные программы. Здесь вошло в систему проведение смотров художественной самодеятельности, спортивных праздников в Парке культуры им. 30- летия ВЛКСМ, соревнований по плаванию. На протяжении ряда лет в Октябрьском округе работал Клуб молодого специалиста. В рамках конкурса профессионального мастерства были проведены открытые уроки, внеклассные мероприятия. Членами жюри были ветераны педагогического труда, а в награждении активное участие принял Октябрьский Совет профсоюзов.
В свою очередь молодые педагоги Центрального округа принимают активное участие в музейной деятельности, которая особенно хорошо поставлена в школах № 77, 115, 69 и 90. В гимназии № 69 работу музея возглавляет молодой специалист. А в городском Доме творчества уникальным по своему содержанию является Музей пионерского движения, возглавляет который ветеран педагогического труда Л. И. Шипицына.
На встрече с молодыми специалистами и учителями , проработавшими 4-5 лет, мы обсудили современную школу, поделились опытом и проблемами. Молодые педагоги, только приступившие к работе, рассказали о трудностях и положительных моментах, с которыми они встретились, переступив порог школы. А те, кто проработал в школе уже 4-5 лет, поведали о своём опыте, наработанном за это время. Обсудили трудности, с которыми сталкивались на первых порах, рассказали, как они их преодолевали. Многие признавались, что чем труднее ребёнок, тем интереснее с ним работать и тем приятнее видеть, как он, благодаря твоим усилиям, добивается успеха. Участники встречи обсудили и другие волнующие их вопросы: руководитель-педагог, воспитание патриотизма, профессиональное развитие… Встречу украсили вокальные и хореографические номера учащихся. Трогательно прошёл «круглый стол». Взволнованные гости и учителя, насыщенные информацией, раскрепостились, дали волю своим чувствам. Ветераны делились живыми воспоминаниями, опытом, традициями, дали свои наставления молодым педагогам. А юмористическая сценка «Старый и новый учитель» в исполнении молодых учителей стала шутливым дополнением к празднику.
Что бы хотелось сказать о дальнейшей работе? Её нужно продолжать, больше освещать опыт передовых ветеранских организаций, активнее сотрудничать с департаментом образования. С целью объединения усилий переходить на заключение договоров с заинтересованными организациям, департаментом образования. Особенно эту работу нужно проводить на этапе планирования работы организации.
А в заключении хочу сказать следующее. Есть понятие - «ставить на крыло». Так говорят о птенцах, которых учат летать. Невозможно сосчитать, сколько воспитанников, молодых специалистов «подняли в небо» наши педагоги-наставники, распахнули для них горизонты возможностей, вложили в каждого частицу своей души, нравственного и жизненного опыта. Для молодых педагогов ветераны по-прежнему во многом являются идеалом ответственного отношения к обществу и Отечеству, бесконечной доброты к близким и согражданам. Каждый из нас с особой теплотой и любовью, уважением и благодарностью вспоминает своего первого учителя, свои школьные годы. Мы хотим, чтобы такие воспоминания были и у современного молодого учителя, и в меру своей возможности стараемся передать ему это.
|