С таким настроем встретила 22 августа в кругу друзей и коллег своё 75-летие потомственная учительница, руководитель омского ветеранского педагогического сообщества Светлана Новак.
Профессию учительницы ей уготовила сама судьба. Света родилась первым ребёнком в семье школьных преподавателей Трифоновых. Отец Александр Спиридонович обучал детей русскому языку и литературе, мама Евгения Сергеевна прививала им математические знания, а дядя был специалистом по физике, изобразительному искусству и технологии. Достойная наследница с юных лет впитала в себя родительские гены педагогики…
В документах местом рождения Светланы указан райцентр Усть-Ишим Омской области, хотя на свет она появилась 22 августа 1947 года в Большой Таве, а семь классов школы заканчивала в Паново. Но всё это сёла Усть-Ишимского района, в которые переезжала семья по месту новой работы родителей. А младшие дети несколько отошли от педагогической династии: брат Юра служил офицером-связистом в Советской армии, сестра Таня окончила Омский институт физической культуры. Так что за домашним хозяйством – коровой, курами и прочей живностью – во время летнего обучения матери в Омске приходилось следить с 10 лет старшей дочери Светлане, а уж огород дети обихаживали вместе.
- В нашей семье я никогда не слышала, чтобы родители критически относились к событиям в родной стране. Хотя жизнь их складывалась очень трудно, они оставались истинными патриотами своего Отечества, искренне верили в идеалы советской власти, - возвращается к истокам памяти о своём детстве Светлана Новак. – «Артиллеристы, Сталин дал приказ!» была любимой песней отца, ушедшего на фронт в 1942 году и до конца Великой Отечественной войны служившего в артиллерийских войсках. Словно под гимн, он вставал под звуки этой мелодии. Война для дяди закончилась в Прибалтике. Вернувшись домой с фронта, они оба окончили учёбу в Тобольском учительском институте, посвятив себя благородной профессии - обучению и воспитанию сельских школьников. Как и мама, которая с четырёх лет осталась без родителей, но воспитанная в родной коллективной среде, они оставались моими идеалами по жизни. Горжусь мамой, которая была у нас классной руководительницей, ставила танцы разных народов СССР, пела песни, вовлекала ребят в художественную самодеятельность. Все ступеньки образовательной «карьеры» я прошла от октябрёнка, в пионерской организации была председателем совета дружины, секретарём комсомольской организации в педучилище. Сознательно, по зову сердца, вступила в компартию, когда уже работала в школе, и всегда гордилась этим.
После того, как отца Светланы перевели директором школы в Черлакский район, семья поселилась во втором отделении целинного совхоза «Коммунист», позднее названном селом Приветным. В это время школы перешли на восьмилетнее и одиннадцатилетнее обучение, поэтому год Светлана «доучивалась» в школе Александра Спиридоновича, а потом поступила в Омское ордена Трудового Красного Знамени педагогическое училище № 1. Поначалу там готовили преподавателей начальных классов, но последнюю практику студентка проходила как учитель математики. Этот предмет она и выбрала для дальнейшего заочного обучения в Омском педагогическом институте им. А.М. Горького. Хотя в школе равнозначно относилась к математике и русскому языку с литературой. А преподаватель немецкого языка Константин Иванович Клаузер настоятельно рекомендовал ей поступать на инъяз. Наставники были уверены в любом успешном исходе профессионального роста своей ученицы.
К сожалению, на здоровье отца сказалась война, он ушёл из жизни в 1964 году, когда его дочь училась в педучилище. После окончания учёбы Светлана Александровна продолжила его дело, обучая сельских ребят 5-8-х классов целинного совхоза математике. В школе училось более 200 учеников, включая детей из соседних сёл Золотухино и Макаркино. Поэтому, когда преподаватель русского языка ушла в декретный отпуск, ставший директором Клаузер посоветовал взять обучавшейся на математическом факультете пединститута заочнице и этот предмет для школьников, где она вела классное руководство. Подобное совмещение в те годы, когда на селе существовал дефицит учительских кадров, считалось обычным делом.
- Я рада, что передала своим дочерям Наталье и Ирине уважение к профессии педагога, - признаётся Светлана Александровна. – Когда во время работы заместителем директора школы я курировала учителей начальных классов, мои дети спрашивали: «Мама, у тебя вообще есть плохие учителя?» Мне гораздо приятнее было говорить о достижениях моих коллег.
Из Черлакского района в 1966 году она переехала в Омск, где вышла замуж, родила двух дочерей. Поначалу работала в Ленинском районе, в школе № 102, но дольше всего - с 1971 до 1989 года - задержалась в школе № 58, неподалёку от места жительства в Октябрьском районе, воспитывая маленького ребёнка. Затем директорствовала в 142-й школе-новостройке, продолжая также преподавать математику, и завершила трудовую деятельность только в конце мая этого года.
- Мне не тягостно было работать на одном месте, стремилась к тому, что коллектив должен не только работать, но и жить полнокровной жизнью, - уверена Светлана Александровна. – Коллектив численностью в 131 человек формировался из пяти школ, обучая 3300 учащихся, но мы сразу поставили условие: вы все – сотрудники одной школы. Проводя творческие отчёты, хотела проявить не только мастерство каждого педагога, но их способности работать в тесной связке, сплотиться в едином коллективе. Кроме открытых уроков учителя готовили индивидуальные номера, оттеняя опытность каждого.
Моя собеседница признавалась, что тяжело было расставаться с выпускниками, особенно тех классов, в которых вела математику. Каждый был по-своему дорог: и те, кто по итогам учёбы выпускался с медалями, и те, кто выходил из стен школы с тревогой за будущую жизнь. Ведь даже троечники порой доказывали, что сумели многого добиться на жизненном пути. Но случалось и противоположное, когда волна наркомании захлестнула город, поломала судьбы некоторых выпускников.
Нашим педагогам и самим пришлось пережить времена, связанные с развалом страны, сломом устоявшейся социально-экономической системы. Учителя во главе с руководителями профсоюзов толпами выходили к крыльцу областной администрации, требуя вернуть им полугодовые и более долги по зарплате. Чиновники высоких рангов стыдливо скрывались в своих кабинетах, высылая для объяснения с народом наиболее отчаянных заместителей. А директора учебных учреждений, в том числе и Светлана Новак, стремились сохранить коллектив, удержать его от необдуманных протестных действий, способных утратить желание работать в этих немыслимо трудных условиях. Тем более, что сотрудничество педагогических рядов укрепляла боевой профсоюзный лидер октябрьцев Алла Кузьминична Никитина. Активность этих школ проявлялась в участии в различных смотрах и конкурсах, включая состязания в профессиональном мастерстве.
Относительно патриотического воспитания моя собеседница сетует, что мы поздно стали ценить подвиги скромных героев войны:
- Вернувшиеся с войны люди, а их было немало в городах и сёлах, таили в себе фронтовые эпизоды близкого участия в освободительной миссии. Они не могли открыто выпустить боль из своих сердец, выставить напоказ наследникам страдания и тяготы военного времени. Они позволяли нам просто играть со своими орденами и медалями, не переоценивая значимость этих наград. Никогда не хвастались геройством, только порой я могла что-то подслушать о той поре, когда фронтовики встречались с соратниками во время праздничных посиделок. Спокойно покидали наш мир, не требуя для себя больших почестей. Поздно мы хватились в должной мере преподать обществу уроки мужества солдат Победы. Сильно оскудели их ряды! Пылятся на полках книжные тома о нашей славной истории, не смотрятся кинофильмы о героях, чьи имена раньше знали все подрастающие поколения советских людей. Поэтому мы со своими коллегами стремимся к активной работе в ветеранских организациях, будоражим сердца на встречах со школьниками и более взрослой молодёжью.
У неё две дочери, и мать гордится своими наследницами. Старшая – Наталья - окончила факультет автоматизации Омского политехнического института, затем получила экономическое образование в университете. Сейчас работает директором Централизованной бухгалтерии казённых образовательных учреждений Омской области. Вторая дочь – Ирина - с юных лет грезила маминой профессией, в третьем классе уже писала планы уроков, потом преуспевала в школьных сочинениях. Обучилась профессии преподавателя географии в педагогическом вузе, становилась победителем конкурса лучших учителей России. Совмещает преподавание с работой заместителя директора 142-й школы.
Оба внука от каждой из дочерей заканчивают обучение в вузах. Илья получает образование в Омском университете путей сообщения, Михаил видит своё будущее в защите Отечества, выбрав военную специальность в Омском техническом университете.
Будущее родной страны Светлана Новак видит в укреплении могущества России. Только сильное государство способно привлечь соседей из СНГ к тесному сотрудничеству. Жалкая доля уготована тем, кто подобно Украине играет роль раскольника славянского мира, губителя славного советского прошлого, нанявшись в услужение случайным властителям. Надо помнить, что всегда трагична была судьба предателей интересов своего народа. И вновь, как в прошлые исторические времена, форпост России становится битвой правды со злом. Мы не имеем права проиграть в этой битве, опираясь на многовековое единство народов России, наших союзников по патриотическому фронту.
Всю жизнь Светлана Александровна посвятила наставничеству молодёжи, участвовала в становлении ветеранского движения в Омске, с 2012 года возглавляет городской Совет ветеранов педагогического труда, а в нынешнем году приняла предложение стать первым заместителем председателя Омского городского Совета ветеранов и пенсионеров:
- Всегда говорю, что людям нашего поколения не усидеть дома, потому что мы прожили долгую активную жизнь и не способны почивать на лаврах, а можем ещё послужить обществу.
Текст Николая ШОКУРОВА,
фото автора и из семейного альбома Светланы Новак.
|