Пятничная служба в храме преподобной Пелагии Антиохийской в селе Черниговка Кормиловского района 21 октября проходила особо торжественно. Во-первых, это был престольный праздник во имя святой, а, во-вторых, сельская церковь отмечала 120 лет своего основания. Она была построена белорусами, переселившимися на привольные сибирские земли в 1896 году из Черниговской губернии, объединявшей раньше нынешние отдельные области Украины, Беларуси и России. На торжество собрались не только местные жители, но и соседи из окрестных сёл, а также паломники из Омска. Местную национально-культурную автономию «Омские белорусы» из областного центра представляли заместитель председателя Любовь Тимошенко, краевед Наталья Мазурова, родившаяся в Черниговке, и автор этих строк.
Молитвенную службу вместе с настоятелем храма отцом Владимиром (Ковалёвым), служившим ранее в омском Крестовоздвиженском соборе, провёл епископ Калачинской и Муромцевской епархии Пётр (Мансуров) со своим клиром. В более чем вековой истории церкви святой Пелагии отразились все времена, пережитые нашей страной на рубежных этапах. По версии местных жителей, большие деньги строящемуся храму в 1902 году пожертвовала путешествующая по этим местам купчиха по имени Пелагея. Вот паства и решила присвоить храму имя небесной покровительницы своей залётной благодетельницы.
Известная в V веке нашей эры Пелагия Антиохийская, сменив праздный образ жизни на духовное перерождение, прославилась благостным христианским служением на Елеонской горе в Иерусалиме. Её приход в Кормиловском районе существовал до 1929 года. После этого храм пережил преобразование в сельский клуб, пока по просьбе местных жителей в 2001 году здание не вернули Омско-Тарской епархии. Восстановление церкви стало лебединой песней митрополита Феодосия.
По исследованию Натальи Мазуровой, ведущей летопись родного села вместе с земляками – библиотечными и клубными работниками, стало известно место захоронения первого настоятеля церкви Петра Скрынченко и его супруги – у наружной стены алтарного придела. Теперь предстоит подтвердить это путём технического анализа. А по соседству с храмом установлен обелиск, на котором бережливо воссозданы имена погибших героев Великой Отечественной войны – односельчан. В списке – по пять-семь человек одной фамилии, значит, настолько осиротели русские, белорусские, украинские семьи, проводившие своих родичей на фронт. Сохранился памятник и Валериану Куйбышеву, чьё имя носил бывший колхоз. В отличие от нынешних разрушителей славянского братства на исторической родине сибирские черниговцы не воют с памятниками. Наталья Александровна показывает свои работы, с которыми можно познакомиться в библиотеке: в них воссоздана память о предках, продолжена история жизни современников.
В зале по соседству с книгохранилищем занимаются танцами юные грации. Внизу клубного здания собираются экспонаты с историческими предметами быта селян, а также мастерские поделки взрослых и детей, как будущая музейная экспозиция. Старинный белорусский рушник в церкви снизу объял символ Голгофы – крест с изображением Иисуса Христа. Пока воспитанники воскресной православной школы занимаются в самом храме, но для неё рядом предусмотрено пустующее здание бывшего магазина потребительской кооперации, где останется место и для гостиницы. А в центре села, где причаливают и отчаливают омские автобусы, сохранена архитектурная домината – деревянный колодец. Именно из-за подобных, выстроенных более века тому назад, трёх сооружений переселенцы дали первородное название Царские колодцы своему сибирскому пристанищу, при советской власти переименованному в Черниговку.
Текст и фото Николая ШОКУРОВА.
|