Многотысячные колонны «Бессмертного полка» по всему миру воочию убеждают, сколь неизбывна память потомков солдат Победы, сохранивших и восстановивших портреты людей, принёсших освобождение странам и народам от ужасов фашистской чумы. Воспоминания об этих людях накануне 75-летия Великой Победы всё чаще можно прочитать на страницах журналов и газет, увидеть кадры фронтовой фото- и кинохроники, экспонаты музеев воинской славы. Но много семейных реликвий подобного рода бережно хранятся в домашних архивах. С фронтовыми письмами и почтовыми карточками своего двоюродного деда Степана Ивановича Мазко решил познакомить нас преподаватель истории омской городской школы № 73 Денис Толкачёв.
Это всего лишь несколько полуистлевших от времени, немногословных посланий своей матери Прасковье Марковне и сестре Маше, проживавших на станции Булаево Омской железной дороги Северо-Казахстанской области. Они были написаны карандашом в короткие минуты затишья между боями. На почтовой карточке 1943 года – цветной эстамп, посвящённый 25-летию Красной армии, и слова Иосифа Сталина: «Мы можем и должны очистить советскую землю от гитлеровской нечисти». Как обычно, боец в каждом письме слал приветы всем родственникам. О себе добавлял, что воюет на передовой линии фронта. И по-своему истолковывал призывные слова вождя: «Боевая задача – побольше уничтожить гитлеровских оккупантов, быстрей освободить родную землю и жить опять по-старому, как жили». Он больше всего мечтал «с победой возвратиться к родным домой».
Степан Мазко родился в 1921 году, призван в армию Булаевским РВК в 1942 году. Он воевал пулемётчиком в звании сержанта и пропал без вести в бою в январе 1944 года. Рукописное извещение об этом подписано военкомом Булаевского РВК майором Пискуновым. Документ, датированный 15 августа 1947 года, выдан матери погибшего фронтовика «для возбуждения хозяйственной пенсии».
С фронтовыми письмами Степана Мазко познакомился Николай ШОКУРОВ.
|