На конкурсном показе 20 апреля в городском Доме кино видеофильма «Омской области – 200 лет», включённого в список работ, представленных на VI Омский фестиваль документального кино «ГЕО-21», аудитория была в основном молодёжная - курсанты военного кадетского корпуса, учащиеся общеобразовательных школ.
Поэтому, представляя свою работу, презентация которой состоялась в прошлом месяце в другой аудитории – ветеранской, - её создатели председатель Омского городского Совета ветеранов и пенсионеров Геннадий Павлов, сценарист Сергей Первых и режиссёр-оператор Олег Аристархов постарались более доходчиво доносить до подростков замысел, содержание фильма и технологию работы над ним. Предупредив собравшихся, что они не стремились втиснуть в 20-минутный ролик всю двухвековую интересную, нередко противоречивую и необычную, но всегда весьма значимую для познания Государства Российского историю создания и развития Омского региона, а только попытались пройтись по её основным вехам и контурно показать главных лиц области, Геннадий Александрович и Сергей Юрьевич за кадром поведали немало любопытной и наверняка неведомой молодой поросли информации о крае, в котором она родилась и живёт. Особенно запала в голову и душу мысль, которую высказал руководитель муниципального музея городской администрации Сергей Первых.
Он заметил, что, давая характеристику современному Омску, многие используют отнюдь не лестную для него фразу: «Отсюда уезжают все». Конечно, это плохо, что уезжают, покидая свою малую родину в поисках большего комфорта на чужбине. Но, как ни парадоксально, такая миграция, считает краевед, делает и честь нашему городу. Ведь расстаются с нашим регионом, как правило, весьма успешные, крепко стоящие на ногах, хорошо образованные и профессионально подготовленные к большим делам и свершениям люди. Значит, в Омске за три с лишним века его существования создан солидный научный и производственный потенциал для взращивания таких кадров, которые могут быть востребованы во всех краях нашей необъятной России. Хотя, несомненно, для самого нашего города было бы куда полезней, если бы он не экспортировал, а импортировал талантливые головы и руки. Но, к сожалению, научившись строить великолепные ракеты, самолёты, танки, точнейшие приборы и выращивать рекордные урожаи зерновых, других аграрных культур, создав завидную научную базу для подготовки кадров для самых разных сфер и отраслей, мы ещё серьёзно отстаём от многих российских регионов по созданию притягательной социальной ауры для молодой поросли.
Ещё одно слабое звено в нашем омском бытие выявило обсуждение фильма, созданного командой Геннадия Павлова. Когда он обратился к юным зрителям с просьбой прокомментировать его и задать создателям ролика вопросы, то среди них не прозвучало ни одного, который бы касался содержания этой работы, в той или иной степени отражающей историю нашего края. Свой интерес ребята проявили только к технологии съёмок фильма, к тем хитростям, к которым прибегал во время работы над ним Олег Аристархов. Многих также привлёк образ гида по страницам истории Омской области и достопримечательностям Омска, который на экране весьма талантливо создала молодая актриса Зарифа Махт.
Нет, я, конечно, не против и такого интереса. И всё же куда больше мне хотелось здесь стать свидетелем проснувшегося у наших юных наследников любопытства к той земле, на какой они явились на свет, к тому, что происходило на ней раньше, как себя чувствует их родительский дом сегодня и куда ведёт его будущее. Но, сдаётся, нынешние школьные и вузовские наставники готовить своих питомцев к такому любопытству ещё не очень настроены или просто не научились. И остаётся надеяться, что такие киноработы, как «Омской области – 200 лет», будут рождаться чаще и овладевать всё большей молодёжной аудиторией, заполняя тем самым вакуум в образовательном краеведении. А там, глядишь, и миграция омичей обратиться вспять. Ведь от добра добро не ищут. А доброго в нашем Омском Прииртышье для счастливой, полноценной жизни, при всём при том, тоже хватает. Это, прежде всего, и показало первое, по сути, обращение омских кинематографистов к двухвековым пластам истории российского форпоста на берегах Иртыша. Что, кстати, отметила, открывая показ фильма, и одна из организаторов фестиваля «ГЕО-21», заместитель директора Дома кино Мария Лобова.
Текст и фото Виталия ЧЕРНУХОВА.
|