Пятница, 26.04.2024, 17:21
Приветствую Вас Гость | RSS

ОГОО "Совет ветеранов и пенсионеров"

Главная » 2021 » Март » 5 » Над голосом время не властно
07:47
Над голосом время не властно

    

     Одной из наиболее ярких выразительниц безграничных талантов прекрасного пола, женственности, верности своему призванию, профессии и большой и малой Родине несомненно можно назвать примадонну Омского музыкального театра Ирину ТРУСОВУ. И сегодня, накануне Международного женского дня, мы хотим более полно представить её пользователям нашего сайта, разместив здесь интервью, которое Ирина Борисовна дала заместителю редактора газеты «Омский ветеран» Николаю ШОКУРОВУ. Но прежде – несколько строк из её биографии.

    

     ТРУСОВА Ирина Борисовна (род. 24.11.1959 г.) – солистка-вокалистка (лирико-колоратурное сопрано), ведущий мастер сцены Омского государственного музыкального театра, заслуженная артистка РФ, профессор. Родилась в г. Северске Томской области. Окончила Челябинское музыкальное училище в 1981 году и Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского в 1986 году. В Омском музыкальном театре с 1986 года исполняла главные партии в операх и опереттах классического репертуара. Роли Лейлы в «Искателях жемчуга» Жоржа Бизе и Розины в «Севильском цирюльнике» Джакомо Россини принесли ей звание лауреата областного фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа». Исполнительница множества ярких и запоминающихся образов. Гастролировала с Омским музыкальным  театром в Израиле, Китае, Швейцарии, Молдове, Казахстане. Ведёт активную сольную концертную деятельность с оркестром Музыкального театра, симфоническим и камерным оркестрами Омской филармонии. Преподаёт вокал в Омском музыкальном училище им. В.Я. Шебалина и в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского. Лауреат всероссийских и международных конкурсов оперных певцов. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалями «90 лет Д.Д. Шостаковичу», «За верность долгу и Отечеству». Член Омского отделения Союза театральных деятелей России.

    

  Бывает так, что хочешь с человеком встретиться, а судьба разводит. Совсем не по причине каких-то долгих расставаний - и видишься порой с ним на расстоянии вытянутой руки, но просто недосуг, настолько заняты оба. Скорее, совестно отнимать время у слишком занятого человека, который крутится как белка в колесе. Вот так сложилось у меня с Ириной Борисовной Трусовой, примадонной нашего Музыкального театра. Не будешь же встревать с ней в разговор во время здравиц, на юбилее кого-то из именитых омичей. будет встревать с ней в разговоррисовной Трусовой, примадонной нашего Музыкального театра.  Или мельком выразишь своё восхищение после спектакля, притом не озадачивая условиями предстоящего разговора после вида утомлённой работой артистки. И, наконец, встреча состоялась, чему я безмерно благодарен.

  

 

  - Ваш юбилей, Ирина Борисовна, вылившийся более года назад на сцене родного Омского музыкального театра в блистательный бенефис, прошёл под названием «Вспомнить всё». Вроде  подведение творческих итогов на определённом этапе - какая-то лирическая ностальгия по прожитым, выстраданным ролям. Но зрителям вы подарили бравурный праздник, расплёскивая задор в зрительный зал, вызывая ответные улыбки и бурные овации. Не привыкли унывать?

   - Так оно и есть по большому счёту. Коль зритель приобрёл билет на спектакль, он ищет весёлого перевоплощения актёра (в моём случае актрисы) на сцене, а не унылого, то есть почти фальшивого, наигрыша. Но он способен и переживать вместе со мной, если смотрит драматический спектакль, то есть трагедийную классическую оперу. Настоящий актёр может передать любые оттенки, любой человеческий характер, любое настроение. У нас, лицедеев (это слово звучит исторически верно, а не уничижительно), в душе припасено всё: горе и радости, слёзы и смех, сарказм и юмор, много ещё чего. Всё это получается, когда мы отдаёмся стихии театра, стараясь наиболее полно раскрыть роль. Главное, чтобы этому герою поверил зритель.

 

   - Но при этом вы сочетаете загруженность работой на сцене с обучением студентов, стали наставницей молодых вокалистов. Не слишком ли большая нагрузка?

  

   - У меня единственный выходной в театре день – понедельник, и я его отдаю университету, драматическим артистам. Со вторника по субботу (пять дней!) работу в театре совмещаю с преподаванием в музыкальном училище имени Шебалина, благо, переход из одного здания в другое не долгий. С шести до девяти часов вечера у меня репетиция в театре, а если спектакль, то после него возвращаюсь за час-два до полуночи. Мне очень нравится работать в таком режиме, пока хватает сил!

 

      - Откуда такая закалка? Залог в семейном воспитании?

      - Мои родители – оба родом из Минусинска, учились в Томске, папа окончил физико-технический факультет политехнического института, мама обучалась в медицинском вузе. Занятой на работе маме воспитывать меня помогала бабушка Мария Тимофеевна Старцева, от роду донская казачка. Я только позже поняла, почему в детстве называла её мамой. А когда мы с братом немного подросли, родители в конце рабочей недели всегда брали нас с собой:  уезжали на машине куда-нибудь в тайгу, приучали собирать грибы и ягоды. Ещё мы были постоянными пассажирами томского туристского поезда «Ёлочка». На нём в пятницу вечером выезжали в Омск, проводя там всю субботу на экскурсиях, а ночью добирались до Новосибирска, чтобы изучить его исторические и культурные достопримечательности.  Вспомнилось, что почти полвека назад на левом берегу Иртыша, окинув рукой степную гладь, экскурсовод поведала нам: «А эту территорию планируется застроить жилыми комплексами». Теперь смотрю на плотно застроенный левобережный Омск и восхищаюсь мощными переменами.

  

 

     - А вас, детей, не утомляли бродяжные таёжные странствия, впечатляли экскурсии по сибирским городам?

     - Я росла активным, любознательным ребёнком, что во мне особенно старался развить отец. Был школьный период, когда из подручного мехового материала, раскраивая его, шила по выкройкам зверушек: медведей, собак (последняя достигала почти метрового роста). Поскольку брат занимался радиоделом, то для их носов и глаз он жертвовал мне транзисторы. Меня папа увлекал своими разносторонними способностями: он обладал лирическим тенором, почти как у Лемешева, сам научился играть на фортепиано, писал картины маслом, по книгам освоил графику. Его художественный талант понемногу передался и мне. А в моём родном закрытом городе Северске он работал физиком-ядерщиком, прославился многими изобретениями. Разбираясь в политике, прослыл хорошим лектором, собирая заинтересованные аудитории. Имея такого отца, разве я могла не увлечься творчеством? И я, глядя на него, пристрастилась к рисованию. В тех же поездках по томской тайге мы заготавливали ветки деревьев и шишки, из которых сооружали занимательных человечков.

 

     - Что унаследовали от матери?

      - От мамы мне передалась неукротимая энергия, которая помогала ей осилить ненормированный труд медицинского работника и безграничные заботы по домашнему хозяйству. Иногда я видела, какие горы белья приходилось ей полоскать после обычной механической стиральной машины. А ещё, чтобы накормить всё семейство, меня и двух моих братьев, она выпекала по три ведра вкуснейших пирогов – сладких, с мясом и с картошкой. И с таким ритмом жизни она никогда не теряла стройности! Всегда бегала на высоких каблуках и оставалась просто красавицей.

 

      - Видеть  себя на сцене вы мечтали сызмальства, или это  желание возникло позже?

      - Вроде бы не мечтала стать артисткой… В двенадцать лет я пришла в секцию фигурного катания, даже научилась делать пируэты. Но через год эти занятия бросила, поступив в вечернюю музыкальную школу. За шесть лет обучения освоила  музыкальную программу, которой могли гордиться серьёзные пианисты.  А лето проводила в туристских походах по маршрутам Алтая, Тянь-Шаня, Горной Шории, выдержала одиннадцатидневную зимовку в тайге.

 

      - Вот эти странствия не будоражили ваше стремление поискать своё будущее в другом месте? Не показался вам тесным родной город?

      -  Музыкальную школу я окончила вместе с общеобразовательной и, когда встал вопрос о выборе профессии, то решила поступить в Томский строительный институт, где открывался новый архитектурный факультет. Но в Томском университете на механико-математическом факультете меня тоже заприметили. В школе моими любимыми предметами были математические дисциплины, я хорошо чертила. Казалось, на этом поприще у меня всё и должно было хорошо получиться. Но обстоятельства сложились по-другому.

Я неожиданно для себя и родителей упорхнула из тёплого родного гнезда в южно-уральские дали.

     - Многое роднит сибирские и уральские города. Надеюсь, от переезда вы не испытали никакого дискомфорта. Как сложились дела с профессиональным обучением? 

      - Поскольку я хорошо играла на фортепьяно, в Челябинске меня пригласили на фортепианное отделение, но я пошла на теоретическо-музыковедческое. На четвёртом курсе у меня, музыковеда, штудировавшего всеобъемлющую науку по разнообразным учебникам, «проснулся» академический оперный голос, который и стал моей судьбой. С тех пор больше я ни о чём не думала, подготовила программу и поехала в Свердловск поступать в Уральскую государственную консерваторию на вокальный факультет.

 

       - Сложно было в материальном плане выдержать столь долгое обучение? Хотя увлечённость любимым делом, видимо, позволила перетерпеть все студенческие трудности. Тем более, в конце учёбы вам светили огни рампы, правда, ещё неведомой сцены.

       - Благодарна родителям, которые позволили мне получить основательное образование, поддержав морально и материально. Они-то в дальнейшем и намекнули, чтобы выпускница консерватории перебралась поближе к ним, поступив в только что открывшийся Омский государственный музыкальный театр.  Именно в нём я нашла себя, сполна погрузившись в работу на сцене, в полюбившиеся роли, обретя благодарных зрителей. С первых шагов училась у наших корифеев, со стороны наблюдая за их игрой, примеряя к своему характеру. Благодаря этому набиралась опыта, но восхищалась несомненными талантами мастеров сцены. В первый год работы я, вчерашняя студентка, сыграла и спела героинь в шести спектаклях: «Севильский цирюльник», «Травиата», «Голландочка», «Баядера», «Женитьба гусара», «Летучая мышь». Мне очень помогал войти в уже идущие на сцене спектакли Владимир Емельянович Миллер. Всегда помогали, подсказывали, поддерживали Борис Павлович Шевченко, Егор Валерьянович Котов, обворожительная Маргарита Артуровна Лаврова, блистательная Надежда Андреевна Блохина. Также мне повезло встретиться в Москве с замечательной певицей Деборой Яковлевной Пантофель-Нечецкой, в судьбе которой остался Омск, соприкоснуться с живой историей, благороднейшим человеком. Даже поведав о далеко не идеальных отношениях в столичной театральной среде, о собственной драматичной судьбе, она держалась достойно, интеллигентно, никого не задевая критикой. Восторженно слушала эту женщину изящного телосложения, сохранившую до глубокой старости светлый ум и твёрдую память. Все эти встречи дают бесценный опыт. Проходит время, и я уже передаю своё умение молодым,  начинающим артистам. В театре сейчас с большим успехом работают мои ученики - Иванна Цицей, Юлия Соловьёва, Кирилл Кириллов, Валентин Колесников. Да и все молодые солисты, которым нужна моя помощь, смело обращаются ко мне и не встречают отказа.   

 

     - Пережив не одну трагедию в своей жизни, вы сумели сохранить присущий вам оптимизм. Были роли, где ваши героини заставляли зрителей над вымыслом обливаться слезами. Но если уж играли в весёлой оперетте, то здесь эмоции били через край…

     - А как я могла иначе передать безудержный, страстный характер моих героинь, скажем, Сильвы, Марицы, Одетты, Теодоры, Ютты, Виолетты,  Юлишки, Зорики? Необходимо перевоплощение, как того требуют роли, театр, профессия. Хотя в жизни я совсем иная, моё отношение к подобным страстям, к любви совсем не похоже на сценическое. Исполняя партии в операх и классических опереттах, стремилась также максимально технично использовать свой голос, заботилась в целом о здоровье, всегда старалась быть ответственной, ведь в некоторых спектаклях исполнительницей была одна, да и петь иногда приходилось по нескольку подряд сложных спектаклей. Как я могла подвести коллег, занятых вместе со мной в этих постановках?

 

     - В прощальном спектакле со «Свадьбой в Малиновке» вы играли драматичную роль солдатки Софьи - матери Яринки. А я порой не мог различить, где на сцене мать или дочь, голоса у вас с Юлей Соловьёвой одинаково звонкие.

    - Сама долго не могла представить переход к возрастным ролям, пока лет 6-7 назад мне не предложили роль Марьи Ивановны в спектакле «Старые дома». Мне стало интересным подобное: из молодых героинь я с удовольствием «нырнула» в возрастные и характерные роли. Мне страстно нравится играть в спектаклях «Звёздный час», «Любовь под прикрытием», «Дубровский», «Дачный роман», «Искусство жениться», «Свадьба Кречинского», любвеобильную мадам Грицацуеву в «Золотом телёнке».

 

    - Свой возраст, когда человек с полным основанием может оформить уход на заслуженный отдых, вы не скрываете. Но даже в мыслях не возникает увидеть вас на покое. Остаётся следовать словам песни: «И будем петь, и будем жить, будем друг другу счастье дарить»?

    - Случается, что в спектаклях-долгожителях один и тот же артист успевает прожить до трёх разных ролей, постепенно повышая свой жизненный опыт, поднимая возрастную планку. В спектаклях советских авторов мне не особенно приходилось выступать, я долгое время была оперной певицей. Теперь окунулась в иной репертуар, в котором тоже чувствую себя вполне комфортно.

 

P.S. «А если суждено вам быть воспетой, я думаю, совсем не мной», - процитирую строчки одного из своих стихов, адресуя их Ирине Борисовне.              Не обладая даром театрального критика, чувствую, что мне не удалось передать всю полноту таланта примадонны нашего музыкального театра Ирины Трусовой, раскрывающегося в спектаклях разного жанра. Впрочем, об этом много рассказывали мои коллеги, следящие за её творчеством, неоднократно подводящие итоги театральных конкурсов на омских сценах. Мне же хотелось добавить несколько штрихов к биографии сибирячки, прославившей наш родной город.

 

Текст Николая ШОКУРОВА, фото из альбомов Ирины Трусовой.

Просмотров: 545 | Добавил: Ветеран | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 83

Друзья сайта