![](/_nw/18/s50136036.jpg)
Творческие встречи, проводимые Жамал Бакиной, культорганизатором Комплексного центра социального обслуживания населения «Рябинушка», довольно часты. Здесь всегда собираются люди, увлечённые в пору заслуженного отдыха каким-нибудь ремеслом или искусством. Пока трудились долгие годы, растили и воспитывали детей, времени для любимых занятий не хватало. А как только вышли на пенсию, стали искать применение себе в новой ипостаси, в кругу таких же непосед. Мне недавно посчастливилось побывать на таких посиделках, где зашёл разговор об искусстве народной вышивки и недосягаемого для моего ума вышивания картин «счётным крестом», которые к тому же светятся в темноте.
Мастерица Валентина Сафронова выложила перед товарками разные «вышиванки», в том числе знакомое с детства полотенце с петухами, ставшее заголовком одноимённого рассказа Михаила Булгакова. В каждом деревенском доме хранились такие же изготовленные предками памятные наволочки, салфетки и другие предметы не только сельского, но и городского быта. От заботливых бабушек секреты рукоделья передавались внучкам, вот и Валя набралась вышивального опыта с детства: «Иголочка тонка, но достаёт до сердца».
![](/_nw/18/s33834679.jpg)
![](/_nw/18/s24979447.jpg)
В задушевном беседе Валентина Алексеевна поведала о своём пристрастии к вышивке, которому осталась верна до серебряного возраста. А чем ещё было заняться долгими зимними вечерами при керосиновой лампе в доме над тихой речкой Ошой, в котором она родилась в деревне Трещёткино Колосовского района? Телевизор в то время не занимал досуг, смартфонов, слава Богу, тоже не было. Ребятишкам приходилось на ручных льномялках мять лён, из которого потом матери и бабушки на кроснах ткали холсты, отбеливая их на снегу и превращая в крестьянскую одежду, постельное бельё или скатерти. Вышивальщица со стажем рассказала, как выбирала орнамент для своих работ, ведь он отличается у каждого народа. Даже изучала резные деревянные украшения окон и ворот. Научилась вышивать болгарским крестом, показала, какой рисунок она переняла от молдаван. А ещё у неё проявился поэтический талант, которым она поделилась с участницами встречи. Всё это вызревало в ней, пока нянчилась с ребятишками в детском саду и почти 20 лет работала медсестрой в поликлинике, а потом вылилось на заслуженном отдыхе. Свои шедевры мастерица иголки и канвы раздаривает родным и подругам.
![](/_nw/18/s86542932.jpg)
Вышивки Валентины Сафроновой можно было окинуть взором и потрогать руками, а вот сокровенное творение другой вышивальщицы было открытием не только для меня, но и для других посетителей «Рябинушки». Казалось, здесь в единственном экземпляре притаился музейный шедевр не то из Лувра, не то из Третьяковской галереи. Эту недоконченную работу «Рукодельница» принесла Татьяна Мозгалина, сразу заявив, что она не художница, а только самостоятельно освоила это искусство вышивания «счётным крестом». В одном квадратном сантиметре такого творения умещаются 50 маленьких крестиков. А сюжеты для своих работ она берёт из бессмертных классических работ русских и зарубежных живописцев. Приведшая сюда мастерицу Тамара Власова, добровольная собирательница и поклонница талантов, дополнила, что вышивки Татьяны Валентиновны, на каждую из которых уходит более года, разошлись по коллекциям россиян и зарубежных ценителей. Они также были представлены в областной библиотеке имени А.С. Пушкина и мультимедийном парке «Россия – моя история», что явно недостаточно для столь уникального творца.
Татьяна Мозгалина призналась, что забывает все невзгоды и недуги, когда усаживается за работу на несколько часов, заполняя волшебными крестиками чёрный квадрат. И показала на смартфоне, как, подсвеченные зажжённой свечой, возникают чудесные образы. Как это происходит, мне невдомёк, не разобрался пока в этом волшебном преображении. Если пойму, то поделюсь с вами в следующий раз.
Текст и фото Николая ШОКУРОВА.
|