Так назывался юбилейный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения одного из самых ярких руководителей Омского государственного драматического театра Мигдата Ханжарова, который состоялся под занавес 2018 года.
Вспомнить о знаменитом директоре и его времени (он руководил театром с 1962 по 1988 годы), которое вошло в историю как «золотой век омской драмы», приехали многочисленные гости. Среди них были актёры Николай Чиндяйкин, Юрий Кузнецов, Юрий Ицков, Надежда Живодёрова, Дмитрий Лебедев, Николай Ханжаров, игравшие в те годы на подмостках Омского драматического, а ныне успешно занятые в постановках театров северной столицы или снимающиеся в популярных фильмах и сериалах. Два с половиной часа их общения с переполненным залом пролетели как одно мгновение. А кому-то вновь разбередили в душе давние воспоминания.
Касается это и 90-летней Варвары Колосковой, судьба которой по счастливому стечению обстоятельств вот уже более тридцати лет неразрывно связана с омской драмой, а точнее, с одним из её режиссеров – Геннадием Тростянецким. И так оказалось, что он во время встречи с омским зрителем вновь вспомнил об истории спектакля «У войны не женское лицо», за постановку которого режиссёр и актрисы, исполнявшие главные роли, были удостоена Государственной премии имени К.С. Станиславского.
Особенно приятно было услышать воспоминания Геннадия Рафаиловича любителям театра из городка Нефтяников. Ведь история фронтовички, жительницы Советского округа Варвары Колосковой была давно известна им из многочисленных публикаций в многотиражной газете «Сибирский нефтяник». Так случилось, что в начале восьмидесятых тогда еще начинающий режиссер Геннадий Тростянецкий поставил в Омском драматическом театре спектакль по книге белорусской писательницы Светланы Алексиевич. Из двухсот персонажей книги-исповеди, книги-документа «У войны не женское лицо…» для постановки были отобраны пять женских судеб. Одной из героинь спектакля стала Валентина Братчикова-Борщевская, замполит банно-прачечного отряда №2, входившего в 65-ю армию Белорусского фронта. И надо же было так случиться, что на премьере спектакля одна из зрительниц обратила внимание на сходство биографических данных одной из молодых прачек с живым персонажем её газетной статьи в многотиражке. Дело в том, что Алла Матвеевна Пустоходова, оператор Омского нефтезавода, в те годы была активным собкором этой газеты. Писала о людях труда, ветеранах войны. И как-то встретилась с работницей хозяйственного цеха нефтезавода Варварой Колосковой, трудившейся в военные годы прачкой. Та рассказала ей о своей непростой судьбе - как в начале войны в Белоруссии расстреляли всю её семью, а самою спрятала в погребе соседка. Так пятнадцатилетняя девочка чудом осталась живой. А позже волею судеб оказалась в банно-прачечном отряде, стирая воинскую амуницию до конца войны.
Тогда, в восьмидесятых, с помощью корреспондентов «Сибирского нефтяника» и администрации драмтеатра Варваре Петровне удалось связаться с Киевом, где в это время проживала замполит отряда Валентина Братчикова-Борщевская. Долгое время они общались по телефону, а чуть позже самая молоденькая прачка отряда Варенька Колоскова уже летела к ней в гости. Так публикации в заводской газете и постановка театра через 40 лет после окончания войны посодействовали встрече однополчан. А в ноябре 1985-го Валентина Кузьминична Братчикова-Борщевская прилетела в Омск к своей Вареньке. В аэропорту её встречали артисты драмтеатра.
Обо всем этом вновь рассказал на юбилейном вечере режиссёр Геннадий Тростянецкий. Еще он добавил, что на церемонии вручения Государственной премии имени К. С. Станиславского за постановку «У войны не женское лицо» в 1985 году народный артист СССР Михаил Ульянов, который тоже был посвящён в эту историю, воскликнул: «Только ради одного этого нужно было поставить этот спектакль!»
К сожалению, сама Варвара Петровна в свои 90 лет не смогла присутствовать на юбилейном вечере в театре. Весть о том, что со сцены вновь звучало её имя, долгожительнице передали по телефону.
- Да что я могу сказать? Это просто подарок судьбы. Ведь я общалась с артистами, режиссёром, нашла своих однополчан благодаря спектаклю, - сказала она в ответ на звонок, прозвучавший в один из зимних вечеров в ее квартире. – Представьте, я, простая прачка, общалась с такими знаменитостями! Вспоминаю то время с особой теплотой.
Хочется напомнить, что в ноябре 2015 года за повесть «У войны не женское лицо…», а также за ряд других, появившихся позже, - «Чернобыльская молитва», «Цинковые мальчики», «Время секонд хэнд», «Последние свидетели» - писательница Светланыа Алексиевич стала обладательницей самой престижной награды в области литературы - Нобелевской премии. А очерк о судьбе омички Варвары Колосковой, связанной с именем знаменитой писательницы и Омским драматическим театром, была опубликован в февральском номере газеты «Омский ветеран» за 2016 год.
… 2019 год Указом Президента РФ Владимира Путина объявлен Годом театра. Во многом благодаря тому, что театр всегда был, есть и будет гордостью России и её духовным источником и опорой.
Светлана БУРКОВА.
На снимке 1985 года - актриса Надежда Надеждина с замполитом Валентиной Братчиковой-Борщевской, режиссёр спектакля «У войны не женское лицо» Геннадий Тростянецкий, Варвара Колоскова и актриса Татьяна Филоненко, исполнявшая роль замполита в молодости.
Фото из архива Варвары Колосковой.
|