Ещё один памятный знак вписался в мемориальный ансамбль главной омской святыни - Парка имени 30-летия Победы. 5 декабря здесь, рядом со скульптурной композицией талантливого скульптора Виталия Шевченко, изобразившего в ней омских военных врачей, спасающих раненного красноармейца, сироты Великой Отечественной войны открыли памятник павшим, без вести пропавшим и умершим в госпиталях советским солдатам и офицерам – творцам Великой Победы над гитлеровской Германией. В этой церемонии компанию подранкам войны составили представители других общественных организаций города и области, властных структур и юнармейцы.
Как мы уже сообщали на сентябрьской странице сайта и в сентябрьском номере газеты «Омский ветеран», идею этого памятника, который бы заменил прослуживший в том же Парке Победы 15 лет и уже обветшавший памятный камень, посвящённый отцам сирот войны, что пропали без вести на фронтах или умерли в госпиталях, они вынашивали около десяти лет. И вот теперь их заветная мечта осуществилась. За что ведущая митинга, предварявшего открытие памятника, Валентина Давыдова и другие выступавшие сердечно благодарили, прежде всего, настойчивых подвижников этого проекта, руководителей общественной организации сирот войны Светлану Барышникову и Юрия Бархатова, председателя городского Совета ветеранов и пенсионеров Геннадия Павлову, автора новой скульптурной композиции, за которую вновь с удовольствием взялся обладатель премии «Народный герой-2022» Виталий Шевченко, а также губернатора области Виталия Хоценко, горячо поддержавшего их в святом деле, и руководителя «СтройТраста» Армана Акопяна, принявшего предложение главы региона профинансировать создание памятника (а на него потребовалось около полутора миллиона рублей).
Небольшая, скромная скульптура, представляющая собой гранитный камень с возложенными на него личными вещами и винтовкой красноармейца и врезанным в этот ансамбль оружейным ящиком, своим скорбным видом настроила на такую же волну и всех собравшихся. Кто бы ни подходил к микрофону - будь то некоторые из названных выше лиц или первый заместитель министра региональной политики и массовых коммуникаций областного правительства Антон Киселёв, руководитель поискового движения в Омском Прииртышье Галина Кудря, сироты войны Лидия Кичигина, Вера Ревтович, священник Константин и другие, - каждый, чувствовалось, говорил о великих тех годах, их героях и жертвах щемящим сердцем, находя слова, подкатывающие к горлу ком и вызывающие у многих слёзы.
Немало было здесь и других трогательных моментов. Лидия Яковлевна, например, несмотря на солидный возраст и недуги, нашла в себе силы не только сама прибыть на открытие памятника, ставшего символом ратного подвига и её, погибшего в 1942 году, отца, но она также привела с собой своего бывшего ученика, очень тепло встреченного собравшимися на митинг участника СВО капитана Левона Акопяна, награждённого орденом Мужества и пролежавшего почти год с тяжёлым ранением в госпитале. В свою очередь многие сироты войны, приехавшие сюда, как всегда, с портретами своих героев-отцов, передали их на время митинга юнармейцам. А Валентина Давыдова, питающее особо трепетное отношение к поэтическим строкам, опалённым войной, и в этот раз постаралась обильно наполнить ими сценарий митинга. И, думается, каждому, кто стоял в тот день у нового памятного знака, запали в душу эти строки из стихотворения Екатерины Свинцицкой:
Я хочу сказать о неоплаканных,
Что до сих пор без почестей и славы
Лежат в болотах, у дорог накатанных, -
Безвестных сыновьях своей Державы.
Лежат они, в боях достойно павшие
Уже давно законченной войны,
А по бумагам – без вести пропавшие,
Как будто виноваты без вины.
Их имена не выбиты в граните,
Цветам на их могилам не цвести…
Вы нас, непогребённые, простите
За то, что не сумели вас найти.
Лежащие без имени и звания,
Фамилий, обелисков и венков,
Прошу, примите наше покаяние
И строчки через боль идущих слов.
Проходят годы, но приходят даты,
Над подвигами времена – не властны.
Спасибо вам, безвестные солдаты,
За этот мир, огромный и прекрасный!
…Когда митинг подошёл к концу, памятник, освобождённый перед этим Юрием Барышниковым, Геннадием Павловым и Антоном Киселёвым от палатки защитного цвета, весь был покрыт живыми алыми гвоздиками.
Текст и фото Виталия ЧЕРНУХОВА.
|