После многочисленных обращений омичей члены общественно-делового клуба «За справедливость» изучили состояние наружной (уличной) рекламы в Омске. Мы убедились, что положение в этом деле неприглядное.
Самое печальное в том, что русский город со своими многовековыми сибирскими и казацкими традициями наводнён иностранной тарабарщиной. Где-то напрямую русские слова пишутся латиницей (marafet, silno krassivo, vertel, pushkin), а где-то одновременно на кириллице и латинице (пивноff, шашлыкоff, gastroбуфет). Иногда используются названия иностранных фирм без пояснения на русском языке специализации учреждений, к примеру, panoramamoda, mixgood, ostin, а не «Обувь из Италии», «Одежда из Франции». Очень много названий можно отнести к разряду если не странных, то глупых: «Ням-ням», «ПрофПтица», «Шаурмафия». А разве кому-то из коренных омичей понравятся вывески типа «Шашлык на Маркса» или «Рюмочная на Ленина», которые помнятся даже в начале 2000-х годов?
Но делается это с разрешения регистрирующих и контролирующих органов, и, таким образом, узаконивается дерусификация населения Омска. Гражданам России больно наблюдать, как 25 миллионов наших соотечественников, проживающих в бывших республиках СССР (Украине, Грузии, Молдове, Казахстане, Прибалтике и т.д.), стали людьми «второго сорта», которым запрещено говорить и писать на русском языке. А почему подобное допустимо в нашем городе? Неужели Омск «наводнён» иностранцами и зарубежные инвесторы открывают десятки, если не сотни магазинов, кафе и прочих заведений, что можно было бы только приветствовать? Но этого нет! Это простое «обезьянничание» местных предпринимателей и наша собственная бесконтрольность и попустительство.
Мы не предлагаем запрещать иностранную рекламную продукцию, но если предприниматель заинтересован рекламировать зарубежные товары и услуги, то его желание и право должно строго регламентироваться и особо оплачиваться. Ну, а всякая отсебятина, тарабарщина, безграмотность должны пресекаться. Ведь наш народ не собирается отказываться от таких понятий, как русский язык, русская грамматика, русская культура и русский мир, в конце концов. Конечно, сотня-другая предпринимателей, один-два безответственных чиновников не смогут превратить наш город в лингвистическую помойку. Но неприятный осадок на душе после всего этого остаётся. Возможно, с целью более глубокого и профессионального изучения состояния уличной рекламы могли бы к нашим дебатам подключиться студенты омских вузов и сотрудники СМИ.
Иван НАЗАРОВ,
председатель общественно-делового клуба «За справедливость».
|