Прошедший май – самый трепетный весенний месяц для россиян, потому что именно в этом месяце 72 года назад была поставлена точка в борьбе с фашистской Германией. Ветераны Великой Отечественной войны - солдаты Победы, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда, бывшие узники фашистских лагерей, сироты войны сегодня, несмотря на возраст, стараются донести до молодого поколения горькую правду о пережитом.
Кроме светлого праздника Победы 9 Мая у каждого из них есть знаменательные даты в календаре, которые имеют горький привкус. Для жительницы Советского округа Лиры Дмитриевны Тихоновой 27 января – День снятия блокады Ленинграда, для её соседки Зинаиды Павловны Балчуговой это 11 апреля - Международный День освобождения узников концлагерей.
- Вот уже много лет подряд меня, как и других детей-блокадников, приглашают в Санкт-Петербург на празднование 9 Мая, - рассказывает Лира Дмитриевна. - Нам высылают бесплатные билеты. Раньше я летала одна, а в последние годы с сопровождающими. Нынче с зятем Леонидом Беломоиным. Останавливаемся у внука Алексея. Он осуществил мою мечту, живёт в моём родном городе. Из блокадного Ленинграда подальше от войны меня вместе с мамой и сестрой вывезли в 1942 году.
- Конечно, знаю о тех событиях только по воспоминаниям взрослых, - продолжает она свой рассказ. - Эвакуировали нас в Казахстан. Когда прибыли на новое место жительство, в наших вещах не оказалось моей любимой куклы – маленького пупсика. Игрушка затерялась где-то в многочисленных пересадках. И это было самой горькой потерей в моей только-только начинающейся жизни. Обратно в Ленинград мы вернулись сразу после снятия блокады, и в конце сорок четвёртого я уже пошла в школу. Сейчас, когда о шести-семилетних детях говорят, что они еще маленькие, я сразу вспоминаю, как в этом возрасте я одна ходила за хлебом, который выдавали по карточкам. Причем, карточки мне доверяли все соседи, которые были немощны. Как благодарны были они моей помощи! Школьные годы запомнились тем, что занятия проходили в неотапливаемых помещениях, мы так и сидели на уроках, в чём пришли – валенках и полушубках. После школы окончила Ленинградский нефтетехнологический техникум. Тогда я и предположить не могла, что, приехав в 1956 году на Омский нефтеперерабатывающий завод по распределению, так надолго застряну в глубинке. После отработки я пыталась вернуться в Питер, но меня не прописывали в квартиру к собственной матери! Времена тогда такие были. «Не позволяет жилплощадь», - отвечали в казённых учреждениях, и я снова возвращалась в Сибирь. В 1959 году от завода получила комнату с подселением, а когда родилась дочь, нашей семье выделили уже более солидную жилплощадь. Первое время я всё-таки пыталась поменять её на что-то в Ленинграде, но разброс цен не позволял этого сделать. Так и живу до сих пор на два города. В Санкт-Петербурге у меня сестра Зоя, которой сейчас 90 лет, немало друзей. Поэтому задерживаюсь в гостях, сколько захочу, пока не надышусь «питерским» воздухом...
Портрет Зинаиды Балчуговой с недавних пор украшает городскую Аллею ветеранской Славы. В июне Зинаиде Павловне исполнится 80 лет. Долгие годы она является председателем секции «Малолетние узники концлагерей» в Комитете ветеранов войны Советского округа. Её детская память о пребывании в одном из концлагерей на территории Прибалтике мало что сохранила. Всплывают картинки немцев на мотоциклах, что разъезжали по их селу в Новгородской области, лай громадных овчарок, теплушки, в которых всю её семью увозили в рабство. Так получилось, что в последний момент, когда половину односельчан уже отправили в Германию, несколько семей удалось вернуть на освобождённую территорию. И первый, кто встретил их на крыльце родного дома, был рыжий кот Митька. Вот радости-то было! А потом была школа за четыре километра от дома, отличные учителя. Когда выпускница-провинциалка на все экзаменационные вопросы в Ленинградском техникуме имени Д.И. Менделеева отвечала практически без подготовки, экзаменаторам оставалось только разводить руками.
- Вот такая я была способная,- улыбается Зинаида Павловна. – После окончания техникума мы с подружкой Раей Печёнкиной по распределению отправились в Омск. Ехали на третьей полке вагона, еле билеты достали. Лежим под самым потолком, глянем друг на дружку и ну хохотать. «Весёлые у нас соседки!» – то и дело повторяли попутчики. А почему бы и не повеселиться: мы - молодые, едем по распределению на рабочие места, которые уже нас ждут, и вся жизнь у нас – впереди! Омск встретил приветливо. Пока утрясали свои дела и оформляли комнату в общежитии, нас приютили у себя девчонки-диспетчеры с нефтезавода. До сих пор встречаемся как добрые знакомые. Когда бываю в северной столице, часто ловлю себя на мысли: «Какими счастливыми должны быть люди, которые живут здесь». А вернусь в Омск, и тоже на душе радость, а разве у нас плохо?
Наталья СУВОРОВА.
На снимке - Лира Тихонова (стоит первая слева) и Зинаида Балчугова (сидит вторая слева) среди выпускниц ленинградских вузов и техникумов, приехавших по распределению на Омский нефтеперерабатывающий завод в далёком 1956-ом.
Фото из архива Сергея Сапоцкого.
|