Намедни побывал я в Кунсткамере. Правда, не в той кладези всяких диковинок, которую учредил в стольном граде Петербурге Петр Великий, а в обычной омской квартире пятиэтажного дома. Невелико это хранилище всяких вещей – метр тридцать на метр тридцать, особых раритетов в нём нет. Да и сам хозяин определил его скромно, хотя и не без изыска: «Моя драгоценная кладовка». Такое название своей книге дал её автор Валерий Константинович, собрав в большинстве обыкновенные вещи, которые окружают нас повседневно, но всякий раз взывают к памяти, когда соприкасаешься с ними. Правда, сам я по причине ограничения передвижения в связи с пандемией в кладовку не напрашивался, зато заинтересованно изучал несколько дней новогодне-рождественских каникул её экспонаты на страницах подаренного мне с автографом автора издания полиграфического искусства одной из лучших типографий нашего города.
Сколько я знаю Валерия Сигизмундовича, начиная со студии телевидения (прежнего Телерадиокомитета Омского облисполкома), а потом постоянных добродушных приветствий во время встреч где-нибудь близ областной библиотеки им. А.С. Пушкина, где он прослужил полтора десятка лет, никогда не догадывался обо всех многосторонних талантах нашего земляка. Многие, в том числе и я, знали лишь, что на Урале он родился, ну а в Омске пригодился. И только наиболее полно раскрыл себя накануне своего 70-летия, когда представил на выставке в нашем главном книжном храме – «пушкинке» - изданные книги, живописные и фотоработы, научные труды. Об этом юбилейном смотре полувекового творчества Валерия Константиновича мы тогда рассказали читателям «Омского ветерана». А теперь он ещё «выстрелил» новой книгой, отличной не только изумительным полиграфическим исполнением, но и занимательным внутренним содержанием. Не мог не заметить профессиональную редакторскую работу, выполненную Лидией Петровной, любящей и любимой супругой автора книги.
Жанр «Моей драгоценной кладовки» автор определил как роман в главах и главках, в аннотации книга подана как «попытка создания портрета поколения, медленно уходящего со сцены отечественной истории». В образе главного героя Андрея Платонова его ровесники поэтапно знакомятся с полнокровной жизнью советского человека, со всеми её достоинствами и недоразумениями, тормозящими развитие нашего общества в то время. А ностальгия присуща каждому человеку, возвращающемуся в пору молодости, дерзновенных замыслов и успешных их претворений. Ну что, казалось, объединяет такие артефакты, как удочка и 12 пластинок Фёдора Шаляпина? То и другое необходимо для души, особенно, если в одном человеке сочетаются страстный рыболов и тонкий меломан. Армейский парадный мундир – напоминание, как мужает юноша, закаляясь на военной службе. Цифровая видеокамера – профессиональное освоение навыков до и после окончания вуза. Полное собрание сочинений Владимира Ильича Ленина – возможность воспроизвести в памяти что-то из ранее изучаемого наследия вождя. А вот книга Михаила Горбачёва «Перестройка и новое мышление» навлекла воспоминание о пощёчине Михаилу Горбачёву в Омске, как следствие народного презрения к бывшему генсеку, одному из виновников развала родной страны – Союза Советских Социалистических Республик. Уникальное издание – календарь с 29 и 30 (!) февраля совсем не високосного 2019 года. И каждая вещь, которую берёт в руки автор, – посыл к рассказу о людях, с ней связанных, о родственниках и друзьях. Где-то с радостью, а иногда с грустинкой, или случаем, сдобренным юмором. А ещё наиболее заметна щедрость, с которой владельцы кладовки раздают вещи, не пригодившиеся им, но ставшие весьма потребными народу.
Конечно, нетрудно догадаться, что книга автобиографична. Автор выбрал метод, когда его литературные герои носят вымышленные имена и фамилии, но легко узнаваемы для них самих, близкого окружения. Скажем, я не знал, кого выпускник факультета журналистики Московского госуниверситета, кандидат философских наук Валерий Константинович зашифровал в своих воспоминаниях времени обучения в вузе и аспирантуре, но радовался, когда узнавал прежних его коллег по работе на телевидении, службе в областном Совете депутатов. Совсем, как у писателя Валентина Катаева в его знаменитом романе «Алмазный мой венец», где закамуфлированы ведущие творцы советской литературы раннего периода, а также их сподвижники-современники!
В последнее время я всё больше увлекаюсь произведениями, изданными моими земляками. Они дороги узнаванием прожитых лет, новыми откровениями о судьбах дорогих моему сердцу омичей. Конечно, нетерпеливо открываю каждую страницу. Только немного совестно, что не всякий желающий может держать такой подарок в руках, в магазинах книг нет по причине крайне ограниченных тиражей. Надеюсь, «пушкинка» познакомит нетерпеливых читателей с новым творением Валерия Сигизмундовича.
На снимках – Валерий Константинович в Третьяковской галерее; обложка новой книги автора.
Текст и фото Николая ШОКУРОВА.
|